«Если кто-то пытается калькировать чужой успех, он обречен на провал»

«Если кто-то пытается калькировать чужой успех, он обречен на провал»
Иллюстрация: Елена Селезнева

«Более системно к изучению коммуникаций подошли на Западе, поэтому явление получило название «коучинг». По сути, коучинг и менторинг — это «отцифрованные навыки» самых эффективных коммуникаторов».

О том, в чем заключается суть коучинговых коммуникаций, как они помогают увеличить прибыль компании и когда стоит обращать к коучу или ментору рассказывает Елена Селезнева, МСС ICF (наивысший международный уровень аккредитации в коучинге), основатель Международной бизнес-школы коучинга и менторинга IBCM (www.ibcmschool.com, https://t.me/ibcm_tg).

Мир стремительно меняется, а с ним и способы коммуникации. Расскажите, общение какого качества требуется миру сейчас?

— Современный мир очень технологичный. У человека сейчас есть доступ к огромном количеству информации, от чего выросла его самодостаточность. С ним уже не работает старая модель коммуникации – не получится просто приказать. У руководителя сегодня больше не может быть иллюзий о том, что знает абсолютно все. Он столкнулся с тем, что в подчинении находятся авторы процессов, которые знают о них намного больше. В этом случае необходим другой вариант коммуникации – поддерживающий и результативный диалог.  

«Если кто-то пытается калькировать чужой успех, он обречен на провал» 1

Сейчас доступ к информации имеют все, нет «хранителей знаний», которых все слушали, а сами знания быстро устаревают. Мы живем в мире, где прошлый опыт не работает, где надо научиться отказываются от старого, с удовольствием экспериментировать, создавать каждый раз что-то новое. В нем диалог – это способ найти объективную реальность в обмене опытом и знаниями. Например, для поиска оптимальных решений на производстве руководитель обращается к сотрудникам, которые знают нюансы рабочего процесса, и тогда видение руководителя, соединяясь с живой практикой исполнителя, рождает новую реальность.

Что скрывается за модными словами «коучинг» и «менторинг»?

— По сути, коучинг и менторинг - это коммуникация, когда тебя воспринимают как равного, естественное поведение в диалоге. Чем естественнее коммуникация, тем более она профессиональна и эффективна. Это относится как к коучингу, так и к менторингу.

Например, если вы вспомните сейчас людей, которые оказали на вашу жизнь сильное позитивное воздействие и помогли вам сделать квантовые скачки в жизни, то окажется, что все они просто верили в вашу силу и разговаривали с вами на равных. Они были для вас, в какой-то степени коучами и менторами, даже не зная, что это такое.

Научно и более системно к изучению эффективной коммуникаций подошли на западе, поэтому явление обозначается английским термином coaching  - «коучинг». По сути, коучинг и менторинг - это «оцифрованные навыки» самых эффективных коммуникаторов в истории человечества.

А чем отличаются коучинг и менторинг  ?

— Как правило, у коучинга есть конкретная задача, люди приходят с определенным запросом на изменения себя, своей жизни, бизнеса. Работа ведется в течение 2-3 месяцев, за которые коуч помогает прийти клиенту к желаемому результату. Например, работа с руководителем (Executive-коучинг) помогает клиенту-лидеру внести системные изменения во все сферы — и в бизнес, и в свою жизнь. Executive-коучи обладают внутренней личной зрелостью, богатым управленческим бэкграундом, высоким профессиональным уровнем, обучаясь по специальным коучинговым программам и подтверждая свою квалификацию на международном уровне.

Менторинг – это более долгосрочные отношения. Executive-менторинг сейчас — это высоковостребованная профессия, потому что зачастую руководитель одинок. Посоветоваться с сотрудниками он не может – для них он Босс. Ближний круг (родные, друзья) от него зависят и в нем нуждаются, для них он Покровитель, а значит, они также не могут говорить с ним говорить на равных. Обращение к партнерам может стать демонстрацией слабости. Таким образом, они оказываются в своеобразном вакууме принятия решений и разрешения собственных внутренних вопросов. Тогда становится необходим ментор, как профессиональный друг, который, буду полностью на стороне собеседника, честно и непредвзято подсвечивает при диалоге то, что сам человек не ощущает, не видит, в доверительной атмосфере помогает увидеть ситуацию с разных фокусов и найти взвешенное, действенное решение. Обращение к сертифицированному Executive-ментору гарантирует профессиональную коммуникацию, конфиденциальность, этичность.

Ментор не обязательно должен разбираться в тонкостях определенной сферы бизнеса. Он работает в диалогах: слушает, задает вопросы, слышит то, что человек говорит и о чем умалчивает, что транслируется с точки зрения его систем и в чем его противоречия. По сути, он подсвечивает в разговоре то, что сам человек не ощущает, помогает выйти из зоны комфорта и посмотреть на ситуацию свежим взглядом.

Когда компании стоит обращаться к менторингу и коучингу?

— Чаще всего локально, без четкого запроса от компании на изменения, звать коуча для работы с персоналом нецелесообразно. Первым делом, когда первое лицо компании чувствует, что рабочий процесс начинает буксовать, ему необходимо прежде разобраться самому, ответить себе на вопросы, что именно идет не так. Поэтому сначала проводится индивидуальная работа коуча или ментора с человеком, принимающим решения. Затем, если есть понимание, что коучинговые коммуникации будут полезны для компании, начинается такая серия событий, как стратегические сессии и командный коучинг. Вся команда проходит несколько этапов осознания того, что происходит в коллективе – некий внутренний аудит. После объективного определения проблем начинаются трансформации на всех уровнях: управленческое обучение, тренинги для персонала, коучинг, менторинговые программы.

«Если кто-то пытается калькировать чужой успех, он обречен на провал» 2

Например, мы давно работаем со Сбером, где стоит задача формирования новой культуры общения в диалогах. Руководителям нужно этому учиться, так как этот навык стал обязательным по корпоративной модели компетенций. Для этого они осознанно идут на программу по коучингу, в течение 3-4 месяцев отрабатывают умение вести результативный диалог, а потом начинают работать со своими командами. Параллельно с этим проводится программа по менторингу, когда школа IBCM обучает опытных сотрудников-менторов разговаривать с менее опытными в поддерживающих и развивающих коммуникациях. Таким образом, формируются потоки эффективных диалоговых компетенций на все уровни: как сверху вниз, так и снизу вверх.

Проще говоря, компании необходимо обращаться к коучингу и менторингу, когда она нацелена совершить серьезный качественный рывок и ищет ресурс. Если задуматься, бизнес практически исчерпал все материальные ресурсы - изначально соревновались в технических новшествах, технологичности и автоматизации, а сейчас это есть у всех и перестает работать как конкурентное преимущество.

Но есть ресурс, который неограничен – человеческий. Когда создается атмосфера, в которой каждый сотрудник вовлечен, производительность увеличивается в разы. А вовлеченность формируется и растет именно при помощи диалогов руководителя с подчиненными.

Вы упоминали executive-коучинг. В чем его суть?

— Существует life-коучинг и executive. В основном, коучинговые школы предлагали раньше только направление life-коучинг. Это индивидуальная работа с личностью, направленная больше на внутренний мир человека, где нет связи с окружением клиента и его остальными сферами жизни. Executive-коучинг не отрывает человека, руководителя, от реальности, связывая его с окружением и делом. Все изменения во внутреннем мире влияют на всю систему взаимосвязей клиента.

Коуч при этом должен обладать набором собственных сильных личных качеств, таких как твердость, уверенность, быть внутренне зрелой личностью, иметь серьезный деловой бэкграунд и опыт. Также необходим системный образ мышления, который позволяет обеспечить качественную коммуникацию, суметь найти и связать все точки соприкосновения в диалоге, постоянно возвращая их собеседнику. Все это - показатели высокого профессионального уровня.

Наша школа IBCM была создана для такой работы, а программы специально написаны для работы именно с лидерами и управленцами.

То есть, вы сами пишете программы для клиентов и создаете методику обучения компаний?

— Могу сказать, что скопировать успешную систему невозможно. Если кто-то пытается калькировать чужой успех, он обречен на провал. Умная компания ищет собственный путь, учитывая свои неповторимые особенности. Да, IBCM создает программы коучингового и менторингового обучения, модели внедрения изменений в компании под ее индивидуальные запросы.

Если же говорить о коучинговых коммуникациях, тут можно проследить некий парадокс. Примеры эффективной коммуникации и навыков общения были всегда, на протяжении всей истории человечества. Но чаще всего ими обладали избранные, недосягаемые личности, вошедшие в историю как вожди, умеющие вдохновлять людей, и описать их поведение было сложно. Современные ученые это поведение «оцифровали, маркировали», что позволило профессионально его изучать и мультиплицировать.

Своей работой школа IBCM открывает секреты профессиональных коммуникаций, а вот что с ними делать дальше - уже решает сама компания. Каждый выбирает свою стратегию.

А как оценивается эффективность коучинга и менторинга для компании?

— Наша школа регулярно делает замеры. Как это происходит? Например, в прошлом году мы выиграли тендер на сопровождение программ по менторингу в проекте поддержки предпринимателей в Казахстане и Таджикистане, который организовывает Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР).

В ходе проекта замеры делались регулярно не только нашими сотрудниками, но и независимыми экспертами по заказу стейкхолдеров. И замеры получились уникальными. Выборка была довольно большой – мы работали со 150 парами ментор-менти (ментИ — подопечный ментора).

Сравнивались показатели предыдущих лет, когда в тех же программах ЕБРР не было обучения коучинговым диалогам, а также тестовые группы – не проходившие обучение по нашей программе на данный момент. В итоге, 90% номинантов, показавшие уникальные результаты в проекте по эффективности, прибыли, росту оказались нашими выпускниками. Были замеры по активности, вовлеченности, где вовлеченность в процесс менторов и менти после обучения коучинговым коммуникациям возросла с 35% до 100%. Но, конечно, наиважнейших показатель – это рентабельность компании. Как показывает мировая статистика, ROE от вложений в обучение коучинговым коммуникациям в среднем составляет 300%. В программе IBCM этот показатель приблизился к 293%.

Международная бизнес-школа коучинга и менторинга IBCM

Сайт: www.ibcmschool.com

Телеграмм-канал: https://t.me/ibcm_tg

 

 

«Если кто-то пытается калькировать чужой успех, он обречен на провал» 3

 

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.