«Если это выгодно городу, на свои амбиции можно наступить»

«Надо понимать, что городские деньги не берутся из воздуха, они формируются из нескольких источников: из налогов, от аренды и продажи имущества. У нас больше нет ничего».

О том, как найти баланс во взаимоотношениях бизнеса и власти, и какие освободившиеся ниши смогут сегодня занять местные компании — в разговоре с первым заместителем главы администрации Нижнего Новгорода Ильей Штокманом.

«Если это выгодно городу, на свои амбиции можно наступить»  1Фото: Кира Мишина

Илья Олегович, на муниципальную службу вы пришли из бизнеса. В чем, на ваш взгляд, разница между госслужбой и управлением бизнесом?  

Во всем. Во-первых, в бизнесе есть очень четкое мерило успеха – это деньги. Хотя не только через это можно оценить эффективность бизнеса. В муниципальном управлении нужно применять интегральный параметр, который включает в себя как эффективность расходования или зарабатывания денежных средств, так и социальный эффект. Мы должны одно складывать с другим.

Еще одно отличие – в госструктурах, во всяком случае раньше, редко задумывались о мотивации персонала, при этом здесь есть огромное поле именно нематериальной мотивации. И как раз этим мы сейчас начинаем заниматься.

Вы сейчас общаетесь с предпринимателями с другой стороны. Какие бы советы вы им могли дать при общении с госорганами?

— Очень хочется, чтобы бизнес не воспринимал органы власти как объект, с которым очень сложно общаться. Я считаю, что мы для них – один из контрагентов. Муниципалитет не должен быть участником всех процессов, он должен быть просто модератором.

Наша задача – создать условия, чтобы и бизнесу, и жителям было интересно сделать то, что является правильным с точки зрения развития города. Мы должны или инициировать процесс, или помочь процессу. Но это не должно быть принуждением. «Действие по любви» всегда более эффективно, чем по принуждению.

Раз мы начали говорить про выгоду, в бизнесе понятно — деньги, прибыль. А в чем выгода муниципальных органов?

— Муниципалитет в том или ином виде должен обеспечить определенные базовые функции в городе. Инфраструктурные, связанные с жителями и социальной сферой. Это наша обязанность. Что-то мы можем сами сделать эффективнее и быстрее, а что-то не можем.

Допустим, приходит бизнесмен и говорит, что готов взять тот или иной участок в концессию, и тогда мы, оценив это с точки зрения развития города, можем на это согласиться. Мы можем понять, что городу это не обязательно делать самому, выгоднее, чтобы это сделал кто-то другой.

Почему не всегда складывается сотрудничество?

— Любая договоренность — вопрос компромисса. Если это выгодно городу, на свои амбиции можно наступить.

Я за партнерские отношения бизнеса и власти. Ещё раз отмечу: сотрудничество должно быть выгодно городу, а значит и его жителям, и бизнесу.

Бывает, что есть объективные сложности, и в этот момент бизнесу нужно понимать, что сейчас делает федеральная, региональная и муниципальная власть, как готова помочь ему.  И, наоборот, когда скажем так «хлебное время», бизнес должен вкладываться в развитие города.

А сейчас какие возможности вы видите для взаимодействия бизнеса и власти?

— Какая разница – вчера, сегодня или завтра? Возможности есть всегда. В любой области, в различных направлениях - везде есть возможности. Да, мы далеко сейчас не идеальны. Мы более зарегламентированы, чем бизнес. При этом не мы должны говорить: вот есть какая-то сфера – приходите сюда. Для этого бизнес и есть. Они более гибкие, у них другие мозги, их больше. Они могут увидеть то, что не можем увидеть мы. Да, есть вещи, которыми бизнесу заниматься не выгодно, и это должны делать мы. Например, инфраструктурный проект по строительству ливневой канализации в городе. Сейчас это не выгодно бизнесу, потому что CAPEX (капитальные расходы – прим. ред.) не «отбивается», но, может быть, просто нужно посмотреть с другой точки зрения, поискать другие варианты.

Смогут ли какие-то ниши занять местные компании? Какие вы видите перспективы?

— Перспективы есть. Сейчас открылось «окно» возможностей по целому ряду направлений, в том числе в сервисе оборудования и производстве запасных частей. То, что в каком-то оборудовании был элемент иностранного изготовления, не значит, что мы не можем сделать этот элемент здесь. Это не просто, но это реальный шанс.

А в сфере ИТ? Президент издал указ, что в 2025 году компании, не говоря уже о госструктурах, должны перейти на отечественное ПО. Мы сможем это сделать за счет своих сил?

— То, что у нас сфера ИТ сама по себе сильна – да. Но многие наши айтишники работали на аутсорсинге – западные компании заказывали разработку у нас, и наши команды участвовали в этом. Другое дело – разработка продукта с нуля и продвижение его на рынок, это процесс не быстрый.

То, что для айтишников – это шанс войти в госсектор, в малый, средний бизнес – да. Если нельзя купить за границей и с нормальной лицензией, то почему не заказать у нас разработку?

Не скучаете по бизнесу?

— Нет. Я же сейчас здесь. Меня назначили на это место, от меня ждут определенного результата, и, надеюсь, что я его показываю.

Что для вас было бы лучшим результатом?

— Есть определенные проекты, которые мы уже запустили. Например, заключили энергосервисный контракт и реализовали проект «Чистое небо». Также можно отметить запуск платформы «Лобачевский» – это огромный шаг вперед. Мы пока еще не до конца осознали весь эффект, который будет, но то, что мы в одном месте начали обрабатывать все обращения жителей, большое дело. Мы вывели в публичное пространство информацию о нахождении всей дорожной техники города. В ближайшее время выведем в публичное пространство расположение всех нестационарных торговых объектов: где они, чьи, чем должны заниматься. Клиентоцентричная и проактивная позиция в отношении жителей – это большой шаг вперед в отношениях между администрацией и жителями, это новое веяние, которое должно дать большой эффект.

Досье

 
Илья Штокман родился в октябре 1975 года в городе Горьком.
— В 1997 году окончил ННГУ им. Н.И. Лобачевского по специальности «Прикладная математика», в 2019 году – Высшую школу государственного управления при РАНХиГС по специальности «Мастер государственного управления для руководителей», в 2020 году – бизнес-школу «Сколково» по специальности «Управление цифровой трансформацией (CDTO)».
— Трудовую деятельность начинал в качестве программиста и руководителя ИТ-проектов. В дальнейшем в разные годы занимал руководящие посты в коммерческих компаниях.
— В 2019 году стал победителем конкурса «Лидеры России».
— В 2021 году стал победителем «Битвы сезонов» конкурса «Лидеры России».
— В администрации города Нижнего Новгорода работает с августа 2020 года.
— В настоящее время занимает должность первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода.

 

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.