Новые партнеры и престиж. Что дает экспортерам участие в мероприятиях при поддержке РЭЦ
Среди наиболее эффективных инструментов продвижения предприятий на международные рынки, которые предлагает Российский экспортный центр, является участие в бизнес-миссиях и международных выставках.
РЭЦ позволит сделать участие в выставках и бизнес-миссиях максимально эффективным, безопасным и экономически выгодным. Предоставит перечень ключевых выставок по странам и отраслям и календарный план бизнес-миссий, сведения об инструментах господдержки ярмарочно-выставочной деятельности и рекомендации по участию в выставках, поможет подготовить документы на участие. «Деловой квартал» изучил, как можно принять участие в выставках и бизнес-миссиях и сколько за это придется заплатить.
Все мероприятия организуются Российским экспортным центром совместно Центром развития экспорта Нижегородской области в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Бизнес-миссии — это коллективные выезды за рубеж для проведения B2B переговоров с потенциальными покупателями продукции, работ или услуг. Поездка зачастую подразумевает и экспонирование продукции на выставке.
Очень важным и сложным этапом проведения бизнес-миссии является ее подготовка, которая включает: аналитическое исследование рынка, адаптацию материалов, поиск партнеров, заинтересованных в продукции нижегородских компаний, подготовку к будущим переговорам с учетом всех технических и языковых аспектов, то есть весь комплекс предпродажных мероприятий. При исследовании зарубежного рынка и поиске потенциальных партнеров для нижегородских предприятий большую помощь оказывают торговые представительства России, представительства РЭЦ, а также посольства России в иностранных государствах. После окончания мероприятий специалисты Центра развития экспорта продолжают оказывать методическую помощь и сопровождают нижегородские компании вплоть до заключения экспортных контрактов.
Участие в международной выставке — один из инструментов расширения рынков сбыта любого продукта для предприятий, которые планируют или уже вышли на международные рынки.
Важно, что экспортеры могут получить частичную компенсацию затрат на участие в международных выставках в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Благодаря расширению мер поддержки Российского экспортного центра компании могут претендовать на возврат средств за аренду выставочной площади, в том числе оборудования, и регистрационного сбора за участие в международном выставочно-ярмарочном мероприятии. Размер компенсации составляет до 700 тыс. руб. для компаний, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и до 2 млн руб. — для организаций крупного бизнеса.
Кстати, теперь нижегородские компании смогут получить компенсации за участие в любых международных выставках при условии заключения контрактов, тогда как ранее компенсировались только расходы на участие в выставках из списка РЭЦ.
Участие в мероприятиях Российского экспортного центра экономически выгодно для предприятий, так как они оплачивают только индивидуальные командировочные расходы своих представителей, в том числе перелеты, визы и проживание.
По словам директора Центра развития экспорта Нижегородской области Сергея Звонкова, у нижегородских предпринимателей популярностью пользуются эти меры поддержки: «Если мы говорим про бизнес-миссии, то этот инструмент позволяет более точечно отобрать перечень заинтересованных зарубежных партнеров. В рамках бизнес-миссий ведется проработка всей базы контактов, потом из них отбираются более подготовленные партнеры, и, если они проявляют заинтересованность, с ними уже организуются и проводятся встречи. Выставка — это возможность продемонстрировать свою продукцию перед большим кругом потенциальных покупателей. Сначала показать, потом найти потенциальных покупателей, а дальше вести переговоры о поставке. Но бывают случаи, когда контракты заключаются сразу по итогам выставки. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы в плане организации подобных мероприятий. Но сейчас границы постепенно открываются, и мы планируем в 2022 г. выйти на допандемийный уровень по количеству участия наших предпринимателей в выставках и бизнес-миссиях».
Итоги 2021 г.: бизнес-миссии в Узбекистан и Азербайджан, выставки в Москве
В 2021 г. Центром развития экспорта Нижегородской области при поддержке регионального министерства промышленности, торговли и предпринимательства в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» были организованы две бизнес-миссии —в Республику Узбекистан и Азербайджанскую республику.
Кроме того, Центром развития экспорта в текущем году организовано три реверсных бизнес-миссии — из Республики Беларусь, Республики Сербии и Турецкой Республики. Участие в мероприятиях приняли около 30 нижегородских компаний.
Участниками бизнес-миссии в Узбекистане стали шесть нижегородских предприятий, среди них «Торговый дом «Айболит» (производитель медицинской мебели), который из поездки вернулся с экспортным контрактом. Как это было, рассказал директор компании Вячеслав Ильин:
«Я не верил, что такое может быть. Поездка оказалась очень продуктивной. Перед тем, как посетить Узбекистан, представители ЦРЭ выслушали всех участников бизнес-миссии, выяснили какие у нас планы, какие цели преследуем от поездки. В Узбекистане мы узнали обо всех тонкостях работы с узбекскими партнерами. Более того, мы ехали уже на подготовленную почву, проводили реальные встречи. В итоге мы заключили экспортный контракт с узбекской компанией «Гелунген». В 2022 году узбекская сторона закупит у нас более 180 единиц медицинской мебели на сумму более 2 млн руб. Если дальше будет со стороны ЦРЭ такого рода поддержка, то многие компании продолжат развиваться и заключать выгодные для себя контракты».
«Нижегородская область стабильно входит в первую десятку внешнеторговых партнеров Узбекистана среди регионов России. Наибольший потенциал к росту взаимной кооперации между Нижегородской областью и Узбекистаном просматривается в фармацевтической отрасли, поставках медицинских изделий и оборудовании, а также продукции автомобильной промышленности, тяжелом машиностроении, станкоинструментальном и электротехническом секторах», — рассказали в торгпредстве Узбекистана в России.
В бизнес-миссии в Азербайджан также приняли участие шесть нижегородских компаний.
Как отметил торговый представитель России в Азербайджане Руслан Мирсаяпов, для азербайджанской стороны особый интерес среди нижегородских компаний представляют поставщики цифровых технологий, строительных материалов, пищевой продукции, светотехнического оборудования, мебели, комплектующих для автомобильной промышленности.
Экспорт-менеджер нижегородской компании «Ренткар» (производитель террасной доски) Екатерина Калугина, принимавшая участие в бизнес-миссии в Азербайджан, поделилась впечатлениями от поездки:
«Раньше мы не знали, что можно совершенно бесплатно получать такие меры поддержки для экспортеров, и эта поездка в составе нижегородской бизнес-миссии была первой для нашей компании. Для нас в региональном центре экспорта подобрали потенциальных партнеров с азербайджанской стороны, которым интересна наша продукция, поэтому мы поехали уже по «теплым контактам», организовали нужные встречи».
В этом году восемь нижегородских компаний приняли участие в двух выставках, которые проходили в Москве: Международная выставка коммерческих автомобилей «Comtrans 2021» и «Медицинская техника, изделия медицинского назначения и расходные материалы».
Одним из участников выставки «Comtrans 2021» стала компания «Евросид», которая занимается производством сидений для автотранспортных средств. Заместитель директора ООО «Евросид» Дмитрий Кузнецов рассказал:
«Мы не ожидали, что выставка будет для нас такой полезной. Мы заключили несколько договоров о намерениях и наладили контакты, которыми будем в дальнейшем пользоваться. Узнали новые веяния и тенденции в сфере автомобилестроения. Без поддержки Центра развития экспорта мы бы не поехали на эту выставку, у нас бы не хватило ни времени, ни ресурсов подготовиться. Самое главное, что мы вернулись с реальным контрактом с одной из белорусских компаний на поставку нашей продукции. Мы очень тесно сотрудничаем с ЦРЭ, используя все возможные мер поддержки, которые они предлагают».
Как получить комплексную услугу?
Чтобы принять участие в международной бизнес-миссии или выставке, субъекту малого и среднего предпринимательства необходимо подать в Центр развития экспорта Нижегородской области заявку на получение данной услуги. Для этого необходимо связаться со специалистами Центра развития экспорта Нижегородской области по тел.: +7 (831) 435-18-48, e-mail: info@export-nn.ru.