Эльчин Намазов: «Из производителей одежды в Нижнем Новгороде остались только мы»
«Я ни разу ничего не покупал онлайн. Мне нравится сам процесс: обойти несколько магазинов, посмотреть ассортимент, что-нибудь примерить, и только потом купить»
Как уже писал NN.DK.RU, собственник и генеральный директор ресторана «Строгов» Эльчин Намазов стал в этом году «Ресторатором года» по версии журнала «Деловой квартал».
Ресторан в гостинице «Азимут», что на ул. Заломова, открылся в июне этого года. Главной его изюминкой стал панорамный вид на Стрелку и заречную часть города. Интересно, что для инвесторов — это первый опыт работы в ресторанном бизнесе.
Эльчин Намазов уже 16 лет владеет и руководит фабрикой «Заря моды», продукция которой известна не только в нашем городе по торговой марке Sevingin. Вся одежда отшивается здесь, в Нижнем Новгороде. Эльчин Намазов рассказал нам об основном и новом направлении своего бизнеса.
Как получилось, что вы открыли ресторан, если все время занимаетесь пошивом одежды?
— Об открытии ресторана я думал давно. Это была идея не столько для бизнеса, сколько для души. Я просто всегда хотел иметь такое место, чтобы принимать гостей, встречаться с друзьями.
Фото из Instagram ресторана "Строгов"
В результате «Строгов» получился местом не для дружеских посиделок, а для достаточно грандиозных мероприятий, типа свадеб и корпоративов…
— Знаете, как говорится, аппетит приходит во время еды. Действительно, получился масштабный проект. Просто, когда нам предложили место, мы посмотрели и, уже исходя из локации и масштабов помещения, начали разрабатывать концепцию.
Откроете секрет, сколько вложили в него?
— Очень много!
Пандемия коронавируса — непростое время, чтобы быстро оправдать затраты. Вложения окупились?
— Нет, конечно. Мы не думаем, что этот процесс будет быстрым. Год непростой, периодически бывают локдауны.
Да и в более благоприятных условиях такие проекты не отбиваются за год. Тем более, что мы планируем развиваться и сделать летнюю веранду на крыше — это тоже потребует вложений.
Но я, честно говоря, в этом проекте об отдаче не думаю. На это могут уйти годы, но все равно отдача будет, потому что проект очень интересный.
Как ваш швейный бизнес пережил пандемию?
— Конечно, мы пострадали — это же не производство продуктов питания.
И в прошлом, и в этом году мы какое-то время не работали, но мы благодаря пандемии стали очень гибкими - быстро перешли на производство масок, чтобы поддержать людей. У нас большой коллектив – около 100 человек. Надо было платить зарплату, поэтому перестроились очень быстро.
Плюс государство помогло - мы получили льготные кредиты. Это ощутимая поддержка.
Мы никого не сократили, наоборот у нас прибавилось сотрудников. И зарплата у нас неплохая, если учесть, что из производителей одежды в Нижнем Новгороде остались только мы. За последние пять лет закрылись «Маяк», «Восход», «Весна», «Сезон». Я когда начинал, эти компании были для меня как недосягаемые вершины.
Конечно, последние два года тяжеловато, но держимся, работаем, даже умудряемся развиваться. Я думаю, что это из-за сплоченного коллектива, который я сумел создать за эти 16 лет.
До того, как вы основали компанию, чем занимались?
— В 1983 году я поступил в Московский горный институт, окончил его, до развала Советского Союза несколько лет работал по специальности, а в 1993-м уехал в Стамбул. Около двух лет прожил там. И именно оттуда идет мое увлечение одеждой. В конце 1995 года приехал в Нижний Новгород.
Наверное, как и многие тогда, работали челноком?
— Да, возил из Стамбула одежду, потом с компаньоном занялись туристическим бизнесом, а с начала 2000 года опять начал заниматься торговлей.
В 2005 году осуществил свою мечту и открыл небольшой цех, о котором мечтал еще в Стамбуле. Там я увидел эти многочисленные цеха и фабрики. И там у меня зародилась мечта открыть свою фабрику.
Открыл в Нижнем Новгороде небольшой цех в 120 кв. м. Сегодня наши площади составляют более 4 тыс. кв. м.
Магазины Sevingin есть во всех крупных торговых центрах Нижнего Новгорода. Фото из личного архива Эльчина Намазова
У вас семья тоже задействована в бизнесе?
— Сыновья пошли по моим стопам: старший тоже производит одежду, уже отдельно от меня работает, а младший — занимается розничной торговлей, ему больше нравится это направление.
Сейчас люди все больше одежду покупают в интернете. Вы освоили уже этот рынок?
— Да, у нас свой интернет-магазин. Мы очень активно работаем на площадке Wildberries. У нас и онлайн, и офлайн продажи. Скорее всего, поэтому мы и выжили, потому что успели перестроиться. Рынок на 180 градусов изменил свой курс, и люди, которые смогли направление этого курса тоже изменить, изменить свое отношение к бизнесу — выжили. А кто не смог — угасли и разорились.
Сколько одежды вы продаете онлайн и сколько офлайн?
— 30 % онлайн и 70% офлайн — примерно такое соотношение. Может быть, будущее за онлайном, но мне кажется, что реальные магазины все равно будут иметь преимущество.
Вот я лично онлайн вообще еще ни разу ничего не покупал. Мне нравится сам процесс: обойти несколько магазинов, посмотреть ассоритимент, что-нибудь примерить, купить. И таких, я уверен, активных покупателей большинство.
В вашем магазине ассортимент в основном для людей постарше?
— У нас примерно 50 на 50: для молодежи и для людей среднего возраста. Сейчас немного расширяем ассортимент. Мы в этом году попробовали работать в направлении верхней легкой одежды: платья, блузки, брюки, кофты, трикотаж. Были экспериментальные пошивы — очень удачные, на мой взгляд. Сейчас хотим увеличить выпуск, уже закупаем ткани — и в следующем году в наших магазинах все это сможете увидеть.
Как отразилось на продажах то, что в торговые центры начали пускать по QR-кодам?
— Никак. По выручке мы это не почувствовали. У нас на продажах отразился только двухнедельный локдаун.
Может быть, просто повезло: у нас в ноябре как раз закончился пик сезонных продаж. Если бы QR-коды ввели в сентябре, наверное, мы бы ощутили спад продаж.
Чего вы ждете от 2022 года?
— Я от любого нового года жду только хорошего, тем более, что я не один все делаю — мне удалось создать большую команду.
Каждый год в конце декабря обязательно корпоратив: подводим итоги и ставим новые задачи. Важно не только держаться на плаву — обязательно должно быть развитие.