Как взять кредит самозанятому и избежать ошибок с бизнесом? Главное с бизнес-завтрака DK
Охотно ли банки выдают кредиты самозанятым? Чем чреваты ошибки при работе с бизнесом и как грамотно выстроить партнерские взаимоотношения? На эти вопросы ответили спикеры бизнес-завтрака.
«Деловой квартал» провел в августе бизнес-завтрак, участники которого обсудили популярные вопросы о самозанятости. Присутствующие задавали много вопросов, а спикеры подробно на них отвечали.
Партнером мероприятия стал банк «Центр-инвест», для которого поддержка самозанятых — одно из важных направлений деятельности. Банк один из немногих, кто уже сейчас предлагает полную линейку кредитных продуктов для самозанятых: кредитные карты, автокредит, ипотека и т.д.
«Финансовые услуги для самозанятых уже доступны»
Директор филиала банка «Центр-инвест» в Нижнем Новгороде Наталья Мазниченко рассказала о том, что кредиты для самозанятых уже существуют и они вполне доступны.
По данным ФНС на 31 июля зарегистрировано 2,6 млн самозанятых в России, в ПФО – 456 тыс. человек, в Нижегородской области – 49 тыс. человек.
Наталья Мазниченко отметила, что она часто сталкивает с информацией в СМИ о том, что самозанятым трудно оформить кредит. И она на своем примере решила проверить достоверность этой ниформации.
— Первое что я сделала, это попыталась встать на место самозанятого и найти кредит. На ум пришел известный сайт – Банки ру, где можно посмотреть информацию по всем банкам. Я зашла в поисковик – найти потребительский кредит, сумма 500 тыс. руб., на три года. Открываю и не нахожу категорию – самозанятые. Там есть работающие, студенты, военная ипотека, пенсионеры. Кто угодно, но только не самозанятые.
Выбрав категорию «иное», я получила 46 предложений. Отфильтровала по стажу работ и мне выпали 11 реальных предложений от разных банков, от крупных и небольших. Ставки вполне рыночные.
— Банк «Центр-инвест» выпустил продукты для самозанятых еще в 2020 г., и сделали мы это комплексно. Сразу предоставили все продукты для самозанятых, которые могут удовлетворить их потребности. В нашей линейке есть и потребительский кредит, и автокредит, и кредитные карты, и льготная ипотека. Срок кредитования — до 5 лет, при этом еще есть возможность снизить ставку, пройдя обучение в Акселераторе банка. На сегодняшний нам поступило более 1,5 тыс. заявок от самозанятых.
По словам Натальи Мазниченко, категория самзанятых сейчас интересна банкам, потому что они пока еще не на столько закредитованы, как обычные физические или юридические лица. Для банков это новая ниша кредитования, которую можно и нужно развивать.
Топ-«косяков» от Федора Тарасова
Обсудили участники бизнес-завтра и ошибки, которые чаще всего допускают самозанятые при работе с бизнесом.
Ольга Тарасова-Сурдина, налоговый консультант, бизнес-тренер, член Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов выступила вместе со своим сыном Федором Тарасовым, который представился первым официально зарегистрированным самозанятым в Нижнем Новгороде.
Он рассказал об опыте своих ошибок.
Первая ошибка
— Заключил договор, получил наличные средства, выписал чек, но забыл указать ИНН организации, с которой работаю. Отправил бухгалтеру, он его принял, но далее...
Ольга Тарасова-Сурдина поясняет, что в этом случае он заплатил не 6%, как при работе с бизнесом, а 4%. Более того, этот чек налоговая выкинула из расходов. Потому что каждый чек самозанятого налоговая видит. И если в бизнесе он высветился, то, до свидания. Обязательно надо указывать ИНН организации, которая вам заплатила.
Вторая ошибка
— Пришло время получать деньги, я создал чек и решил отправить его как счет на оплату моих услуг. Отправил, но денег не получил.
— Это очень распространенная ошибка. Часто самозанятые, которые работают с бизнесом, считают, что чек — это и есть счет на оплату. Федор заплатил с этого 6%, а денег не получил. Когда мы выписываем чек и получаем деньги, это происходит практически одновременно. Если мы получили чек по безналу, мы должны зайти в приложение и выписать чек тем числом, когда нам заплатили. Это правило, — поясняет Ольга Тарасова-Сурдина.
Она также отметила, что при работе самозанятым должен быть нормальный договор с организацией, в котором указано, что это самозанятый, который работает по закону о самозанятых. В нем должна быть прописана ответственность за те или иные ошибки.
Третья ошибка
— Работаем, я получаю деньги, выписываю чек, отправляю бухгалтеру. Но в чеке я допустил орфографическую ошибку. Я его аннулировал, сделал новый, но не отправил, забыл.
«В бухгалтерии есть чек, который самозанятый аннулировал. Узнаете ли вы об этом? Конечно, но только тогда, когда налоговая его выкинет. Помните, самозанятый может исправлять чеки до 9 числа следующего месяца. Т.е. за август ошибки можно исправить до 9 сентября», — отмечает Ольга Тарасова-Сурдина.
«Если произошел конфликт у партнеров, 50% – ваша вина, так как именно вы выбрали себе такого партнера»
Генеральный директор компании «Правовой стимул», эксперт по юридической обвязке бизнеса, архитектор бизнес-партнерств Кристина Ткач затронула тему деликатных вопросов при построении партнерства.
Вначале своего выступления Кристина Ткач отметила тот факт, что в России нет как такового закона о самозанятых. Есть закон об НПД (налог на профессиональный доход), в котором нет понятия «самозанятый», а есть понятие «плательщик НПД».
Несмотря на то, что уже два года эксперимент существует, но до сих пор мы не знаем кто такие самозанятые. Это физические лица, которые зарегистрировались как плательщики НПД. Самозанятыми также могут считаться индивидуальные предприниматели, которые перешли на НПД. Не все до сих пор знают, что ИП тоже может быть самозанятым.
Как же выстраивать взаимоотношения самозанятым или ИП, работающим на НПД, если они хотят работать в партнерстве и минимизировать риски?
— Организовать товарищество. Только тогда мы можем говорить о том, что права у партнеров защищены, никто никого не кинет, кредиты будут делиться поровну и т.д. При этом только ИП имеют право регистрировать партнерство в форме товарищества. Но этот инструмент в данный момент неработающий, потому что приходится платить вдвое больше налогов
Если рабочих инструментов фиксировать партнерство самозанятых нет, приходится сталкивать со следующими проблемами:
- Открываем магазин, придумали название, которое нужно зарегистрировать как товарный знак. А на кого будем регистрировать, если у нас два ИП или два самозанятых? Не понятно. Ну, на кого-то из них
- Аккаунты в соцсетях. В настоящее время — это реально рабочий инструмент. А кому будет принадлежать этот аккаунт? Также приходится регистрировать либо на одного, либо на другого.
- Фотографии, сайты и т.д. Это все ваше имущество, материальные и нематериальные активы.
- Кредит. На кого он будет оформляться.
Список проблем можно продолжать бесконечно. Здесь важно определить систему издержек и противовесов. Чтобы избежать всех разногласий, нужно в самом начале партнерства обсудить на кого будут оформляться те или иные активы. Например, товарный знак на одного, соцсети и сайт — на другого. Кредит можно оформить на одного партнера, а второй выступит поручителем. И тогда не получится так, что партнер, на которого все оформлено, все заберет и уйдет в свободное плавание. Или когда партнер, на которого ничего не оформлено говорит: "Дело не пошло, права и обязанности все на тебе, кредиты тоже. Разгребай сам. Я пошел".
Договаривайтесь заранее. Помните, если у вас произошел с партнером конфликт, 50% вины лежит на вас, так как именно вы выбрали себе такого партнера.