Путешествия, экстрим, спортзал. Как руководителю не довести себя до состояния выгорания
Генеральный директор компании «СОНЕТ» — федеральный системный интегратор, который работает уже более 20 лет — Алексей Малышев считает, что универсальных способов борьбы с выгоранием нет.
NN.DK.RU он рассказал, как сам справляется с выгоранием и как помогает это делать своим сотрудникам.
Я сам за 25 лет предпринимательской деятельности прошел через разные стадии выгорания, выходить из них мне также помогали и психологи. Как я справляюсь с этим состоянием:
Путешествую. Аутентичность других стран и другая эстетика перед глазами помогают переключиться, сконцентрироваться на других деталях. Сознательно оставляю телефон в гостинице, чтобы окунуться в эту атмосферу.
Занимаюсь экстремальными видами спорта (вейксерф, водные мотоциклы, квадроциклы, снегоходы и даже роупжампинг). Скорость+рациональность+адрена-лин — все как в бизнесе.
Регулярно посещаю спортзал. Рутинная работа, которая помогает перезагрузиться в моменте.
У депрессии есть три ярких признака (длительное пребывание в негативном настроении, снижение физической активности и умственной продуктивности). И опытные руководители, и кадровики способны «отловить» их, даже при случайной встрече с сотрудником в коридоре. Что уж говорить о регулярном общении, например, на запланированных деловых встречах. И первое, что нужно сделать, увидев это, установить, является ли это реакцией на локальный инцидент или действительно нервным истощением.
Важнейшая превентивная мера предотвращения выгорания — поддержание физического, душевного и психического здоровья коллектива. Много трудиться и решать сложные задачи в комфортной атмосфере гораздо проще. Поэтому мы внимательно относимся к подбору близких нам по духу людей: мы не пригласим в команду «чужого», хоть и ценного для нас специалиста.
А если токсичный человек (кто создает внутри коллектива неконструктивную напряженность, подпитывается негативом и так закрывает свои комплексы) все-таки попадает в компанию, мы максимально корректно и быстро прощаемся с ним. Никакие компетенции не компенсируют вред от разрушения позитивной атмосферы.
Во-вторых, мы, как и многие компании, вовлекаем сотрудников в занятия спортом. Но мы не просто оплачиваем им абонемент, а приглашаем тренера и берем спортзал в аренду для совместных тренировок. Это позволяет создать дружественную атмосферу, благодаря чему и многие рабочие конфликты решаются легче. А выступление в соревнованиях против «внешнего мира» — способствует сплочению команды.
Тем не менее любой человек может устать. И важно «поймать» это в самом его начале.
Для того чтобы заметить депрессию, я не прикладываю никаких усилий, это получается автоматически. Иногда пара вопросов или совместный обед позволяют понять проблему и найти ее решение. Кроме того, я «смотрю» и на ключевых сотрудников, даже, если они находятся не на руководящих должностях. И, конечно же, на руководителей начального уровня: эти сотрудники находятся в самой сложной ситуации (сверху руководство требует результаты, снизу — подчиненные с их проблемами).
Если мы видим, что сотрудник «сник», рекомендуем ему специалистов. Кроме того, если есть возможность, предоставляем краткосрочный отпуск (лучше для короткого путешествия).
А еще мы применяем у себя философию менеджерского братства (Максима Батырева), согласно которой все менеджеры команды поддерживают друг друга и каждый может обратиться за советом или поговорить с каждым, включая меня.