«Вышка — особое пространство, которое меняет мышление и помогает развиваться»
Цифровые технологии меняют рынок труда. Поэтому перед системой высшего образования сегодня стоит задача сформировать у студента способность к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Как решают эту задачу вузы, поговорили с Анной Бляхман — директором НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде — университета, занимающего лидирующие позиции в российских и международных рейтингах.
Высшая школа экономики всегда славилась передовыми методами обучения. Как сегодня университет реагирует на глобальные изменения рынка труда?
— На мой взгляд, университет не только реагирует на изменения, а прогнозирует и предвосхищает их, аккумулируя самые современные знания и образовательные возможности. Важной формой образовательного процесса становится самостоятельная работа студентов, которая реализуется через проектную деятельность совместно с компаниями-партнерами. Образовательная модель меняется от teaching к learning: при выполнении проекта появляется потребность в новых знаниях, и тогда реализация проекта становится освоением компетенций в действии.
Проектная деятельность студентов связана только с бизнес-сообществом? К примеру, к юбилею Нижнего Новгорода объявлен конкурс проектов по развитию городских пространств от «Команды 800». Вы участвуете?
— Проектная деятельность охватывает множество сфер и направлений. К примеру, междисциплинарные проекты по цифровизации библиотек и музеев, созданию образовательных интернет-порталов, масштабные проекты в области телекоммуникаций, компьютерного зрения, высокопроизводительных вычислений, искусственного интеллекта — все они создаются при непосредственном участии студентов.
К 800-летию Нижнего Новгорода получил одобрение проект студентов нижегородской Вышки «Без рамок», связанный с популяризацией произведений искусства, культурным просвещением жителей и гостей Нижнего Новгорода. Также получили поддержку проекты «Подзарядись в пути», «Развитие Автозаводского парка», «Дятловы горы»… В 2020 г. был реализован проект GrebArt —cтрит-арт на плитах Гребного канала с изображением парящего дятла, героя нижегородских легенд. У студентов нижегородской Вышки много социальных инициатив в масштабах города. Часть из них реализуются в ходе учебной деятельности, некоторые становятся собственным бизнесом.
Бизнес глобально переходит в цифровое пространство, вместе с трансформацией производства, менеджмента и коммуникаций. Переходит ли образование в онлайн?
— Гибридный формат преподавания, который получил развитие в Высшей школе экономики во время пандемии, расширил образовательные возможности. В 2020 г. мы запустили проект межкампусных курсов: студенты из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Перми могут посещать занятия онлайн, обучаясь у топовых преподавателей университета.
В 2021 г. нижегородский кампус НИУ ВШЭ совместно с индустриальными партнерами Huawei, Itseez3D, Intel, Harman, Xperience.AI запускает на платформе Coursera англоязычную онлайн-магистратуру «Master of Computer Vision», которая пользуется огромным интересом у иностранных студентов. Предлагая актуальные и востребованные компетенции от лидеров технологического рынка, мы формируем бренд Нижнего Новгорода на международной карте развития искусственного интеллекта.
Действительно ли формат лекций как способ передачи знаний уже неактуален?
— Если говорить об образовательной деятельности, то мы стараемся использовать различные форматы: интерактивные лекции, мастер-классы... Однако общение с уникальными профессорами, экспертами, носителями уникального знания всегда ценно. Поэтому совместно с Корпоративным университетом правительства Нижегородской области в рамках проекта «Университет, открытый городу» мы запустили лекторий «Высшая лига» — цикл открытых лекций с онлайн-трансляцией на сайте правительства. Лекторий адресован широкому кругу лиц, его темами становятся актуальные события, факты и исследования в гуманитарных, социальных и компьютерных науках.
Вышка постоянно порождает новые форматы обучения, общения с аудиторией. Образовательный проект нижегородских филологов «Лестница», неклассическая конференция для педагогов и руководителей образовательных учреждений «Читающая школа», Весенняя школа для студентов, посвященная самореализации и профессиональному признанию, — каждый раз благодаря поиску новых форматов мы создаем особое культурное пространство, которое меняет мышление и помогает развиваться.