«Самое важное — трудолюбие. В нашей семье оно передается из поколения в поколение»
«Я с детства хотел быть строителем. Только сначала хотел строить космические корабли, а потом решил строить дома», — Михаил Иванов, генеральный директор «Нижегородской девелоперской компании» (ННДК).
В августе 2021 г. Нижний Новгород будет отмечать 800-летие. Не секрет, что основной вклад в развитие города вложили купцы, или, на современный лад, предприниматели. Знаменитые купеческие династии из поколения в поколение делали все, чтобы развивать город, в котором они жили. В наши дни в Нижнем Новгороде также есть династии, чье семейное дело помогает менять облик города.
О том, как поддерживался интерес к профессии, знаковых проектах и главных ценностях, как в семье, так и в работе, рассказывает Михаил Иванов, генеральный директор «ННДК».
Строите вы, строили ваш отец и дедушка. Как происходила такая преемственность, поддерживался интерес к профессии?
— Нужно сказать, что дед не работал непосредственно на стройке, он был председателем Сормовского райисполкома. Его задачей было, в том числе, курировать и развивать строительство в Сормовском районе, активно наращивать темпы. Это ему удалось — в советское время при нем в несколько раз увеличились объемы ввода жилого фонда. До этого он работал на авиационном заводе, строил самолеты. Отец работал мастером на заводе «Красное Сормово», строил подводные лодки, потом возглавлял комсомольские организации, был первым секретарем Горьковского горкома комсомола. А уже в 90-е ушел в бизнес.
Я же, в свою очередь, сразу начал со строительства домов, в 2010 г. закончил ННГАСУ. Можно сказать, что мы осваивали три стихии: небо, воду и землю.
Дед со стороны матери всю жизнь проработал на ОКБМ им. Африкантова. У него десятки патентов, порядка 10 внедренных изобретений. Он даже получил Государственную премию за разработку ядерного реактора на быстрых нейтронах «БН-600». Благодаря ему я уже в 6 лет умел чертить в изометрии и аксонометрии, понимая разницу между ними.
Когда я был ребенком, отец часто брал меня с собой на стройку. Я видел, как проходят оперативки, и уже тогда хотел стать строителем. Правда, сначала я хотел строить космические корабли, а потом решил строить дома.
Как все начиналось для вашей семьи и для вас лично?
— Мой дед, Алексей Анатольевич Иванов, работал на авиационном заводе «Сокол» (он раньше назывался — 21-й завод), где и познакомился с моей бабушкой. В 1980 году он занял пост председателя райисполкома Сормовского района. Как я уже говорил, он курировал наиболее значимые стройки района: застройку улицы Культуры, центра Сормова, а также установку на постаменты таких памятников, как паровоз и метеор. Поэтому именно деда мы считаем основоположником строительной династии.
Отец, Сергей Алексеевич Иванов, познакомился с моей мамой в институте. После окончания вузв он работал на заводе «Красное Сормово», даже имел личное клеймо качества, будучи мастером, что было впервые, так как раньше их давали только бригадирам. Затем работал в комсомоле. В 1992 году отец вместе с партнерами сначала занялись риелторской деятельностью, а спустя несколько лет стали застройщиками.
Я познакомился со своей женой случайно — нас не связывала ни работа, ни учеба. Но, как и наши родители, мы поженились на 4-м курсе.
Моим первым рабочим местом была стройка — я работал там на каникулах после 10 и 11-го классов. Когда учился в строительном университете практику проходил в фирме отца, изучал работу службы заказчика, которую невозможно понять только в теории.
В 2010 году я пришел в департамент строительства городской администрации, где работал в общей сложности 4 года. Вырос до начальника отдела. Мне предложили повышение, но к тому времени я уже принял решение уходить из административной деятельности в бизнес. И в 25 лет возглавил семейную компанию-застройщика.
Вашу компанию можно назвать семейным предприятием. Какие есть плюсы и минусы для вас?
— У нас на работу люди принимаются не по семейному признаку, а по профессиональным качествам. Это распространенный западный опыт, да и в советское время семейственность не приветствовалась — когда отца избирали секретарем комитета комсомола завода «Красное Сормово», а дед уже был председателем Сормовского райисполкома, этот вопрос рассматривали на высоком уровне.
Семейственность для нас имеет вторичный характер. Я прошел школу в администрации города, сам ездил по всем объектам, которые вел. Моя сестра сначала работала в банке операционистом, а потом много лет — агентом по недвижимости. Сейчас она наш финансовый директор.
Опыт, компетенция и надежность являются важными факторами для нас как при выборе сотрудников, так и при выборе партнеров.
Можно сказать, история вашей семьи «связана» с Сормовом. Какие знаковые проекты реализованы вашей семьей в этом районе? Какой ваш самый любимый, если так можно выразиться?
— Однозначно, это ЖК «Циолковский», который я строил сам: разрабатывал концепцию, делал документацию по планировке территории, проектировал планировки квартир, считал все показатели и выбирал цвета домов. Это, можно сказать, роль личности в истории, созидательная роль. Недавно мы открывали соседский центр на спортивной площадке, я увидел там несколько сотен человек. Они регулярно приходят со всей округи гулять с детьми, с собаками, заниматься спортом. Когда я это вижу, гордость берет за проект. Конечно, не всегда получается сделать все идеально — где-то есть недоработки. Но мы прикладываем максимум усилий, чтобы их было минимальное количество.
Из проектов Сергея Алексеевича я хочу выделить «Планетарий». На мой взгляд, это единственный проект в городе, где расселено такое большое количество ветхих частных жилых домов. Идти к людям и покупать землю на свой страх и риск, не имея оснований для изъятия, со всеми договориться, выкупить по разумной цене, да еще и заработать на этом — это титанический труд.
Алексей Анатольевич закладывал капсулу времени под Сормовский кинотеатр. Как говорят, ее должны были выкопать еще несколько лет назад, но не стали.
Как председатель комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по развитию города, строительству и архитектуре, как считаете, каких проектов не хватает городу?
— Безусловно, это метро и развитие исторического центра. Для нашего города это очень актуальная тема. Нижний Новгород — город-миллионник, и нам необходимо догонять другие города, развивая метро. Это же сказал и президент в своем послании.
Тема сохранения объектов культурного наследия нам также очень близка, это отражено в девизе нашей компании — «Строим будущее, сохраняя ценности». Мы участвуем в проекте по сохранению исторического центра города, расселяем ветхий фонд, достраиваем объекты, брошенные другими застройщиками, одним словом, стремимся создавать то, чем могли бы гордиться.
У вас есть мечта, связанная со строительством? Что бы вам хотелось построить?
— С детства я мечтаю построить небоскреб. Во многих городах России уже есть высотное строительство, и я считаю, что в Нижнем Новгороде тоже можно создавать уникальные видовые современные высотные объекты.
Что бы вы хотели передать своим детям, научить их?
— Мне очень нравится японская пословица: «Когда родители работают, а дети наслаждаются жизнью, внуки нищенствуют». Поэтому самое главное — передать трудолюбие, которое у нас в семье передается из поколения в поколение. И я также придерживаюсь позиции, что нужно прививать человечность, а ее воспитывает тоже труд.
Дед Алексей Анатольевич с детства прививал мне любовь к трудолюбию и умение работать в команде. Дед по маминой линии, Юрий Алексеевич Лебедев, научил работать на качество. Отец продолжал эти традиции, он всегда говорил мне: «Или делай хорошо, или не делай никак».
Как бы вы хотели, чтобы говорили о компании ННДК?
— Наверное, я бы хотел, чтобы ННДК вызывала у людей ассоциации такие же, какие когда-то вызывала компания моего отца «Выбор». «Выбор» был синонимом слову «качество». Мы в ННДК продолжаем эти традиции. Но сейчас хотелось бы, чтобы ННДК стала синонимом качества и инновационности.
Автор: Виктория Рафальсон