Проектная подготовка, soft skills и гибкость: какие кадры нужны бизнесу будущего и почему?
«Есть некоторая сложность в том, что отток кадров из Нижегородской области продолжается. Наша задача состоит в том, чтобы к нам приезжали и у нас оставались».
Какой у Нижнего Новгорода кадровый потенциал? Каких специалистов сейчас выпускают нижегородские вузы, и насколько эти люди соответствуют запросам руководства передовых комспаний? Об этом 21 мая рассуждали эксперты XI ежегодного бизнес-форума «Будущее региона».
Сессию форума «Кадры для умного города» открыла ректор ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н.И. Лобачевского» Елена Загайнова с темой «Чего ждут друг от друга крупнейшие работодатели и вузы». В первой части выступления спикер уделила внимание тому, какие требования предъявляются к кадрам со стороны крупных работодателей, региональных предприятий.
«Если раньше они у нас брали профессионалов, подготовленных по определенным специальностям, то сейчас крупным работодателям только hard skills, только глубокой профессиональной подготовки мало. Они ждут от них soft skills. То есть на первый план выходят именно эти дополнительные умения», — отметила Елена Загайнова.
Поэтому в Университете Лобачевского делается акцент на междисциплинарность и проектность, с первого курса студенты учатся ставить задачу и формировать команду для ее решения. На практическом этапе подготовки происходит взаимодействие с работодателем. «Мы реализуем то, что от нас требует министерство образования — реализуем программу “стартап как диплом”, а также решаем конкретную задачу для компании», — говорит ректор университета.
Второй блок выступления был посвящен взаимодействию с IT-компаниями. Здесь, по словам Елены Загайновой, работает немного другая схема подготовки кадров — им важно именно глубокое профессиональное знание — hard skills. И поскольку сегодня в стране, в нашем регионе большой дефицит IT-кадров, именно вузы призваны решить эту проблему.
«Мы собрали все возможные формы взаимодействия, которые комфортны нам и им. В результате у нас действуют несколько совместных научно-образовательных лабораторий. Мы взяли на работу специалистов из IT-компаний. Они ведут и базовые предметы, и спецкурсы. Далее студенты идут в эти компании готовить диплом, решая тем самым и собственную образовательную задачу, и выполняя производственное задание. На сегодняшний день вуз — это центр совместных с IT-компаниями образовательных программ, центр подготовки кадров. Мы открыты друг для друга. Сейчас подготовка IT-кадров – это только совместная работа вуза и IT-компании. Это не конкуренция, а именно партнерство. Мы все работаем на одну цель», — рассказала Елена Загайнова.
О гибкости образования и проектной подготовке студентов рассказала Анна Бляхман, Директор НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. По ее словам, мы существуем в условиях VUCA-мира, где стабильность ненормальна, а в условиях нескончаемой неопределенности уже существуют и работодатели, и образование, и органы власти, и человек как физическое лицо. В части подготовки кадров ключевое изменение касается взаимоотношений между участниками процесса.
Речь идет о том, что стейкхолдерам нужно действовать вместе в контексте того, как быстро может образование реагировать на запрос бизнеса и как быстро бизнес может осознать, как будет меняться и что ему потребуется завтра-послезавтра от тех, кто будет к нему приходить работать сегодня. Ученые-исследователи говорят, что в условиях неопределенности оптимальный горизонт планирования — полгода. От университетов требуется научить студента быстро перестраиваться, меняться на том месте, в котором он должен производить экономическую выгоду.
Проект должен стать образовательным стержнем. При выполнении проекта у студента должна появляться потребность в новых знаниях, и вот тогда вместе с работодателем с одной стороны и с теми, кто способен дать какие-то фундаментальные вещи, с другой стороны, реализация этого проекта становится освоением компетенций в действии. Студент сталкивается с самыми разными ситуациями неопределенности, решает их, получает то, что ему необходимо и с этим багажом soft skills идет к работодателю, — отмечает Анна Бляхман.
Также выступающая акцентировала внимание слушателей на то, что процесс обучения меняется. В моде уже не teaching, а learning. Лишь когда ребенок, а дальше студент, а дальше тот, кто приходит на работу, умеет решать задачи с открытым финалом, тогда этот человек способен существовать в условиях неопределенности в нашем новом мире.
Тренды рынка труда
Директор по развитию Апостроф-медиа, преподаватель НИУ ВШЭ Татьяна Ананьева рассказала участникам форума о том, почему не нужно ориентироваться на пожизненный найм и сколько нужно учиться человеку в современном мире. По ее мнению, современные люли все чаще выбирают стратегию учиться всю жизнь.
Профессий в чистом виде больше не существует, мы переходим к набору компетенций, которые можно дорого продавать. В структуре трудоустройства превалирует мультикарьерность, при которой человек имеет несколько источников дохода из разных сфер: бизнес, найм и так далее.
Если говорить о формах занятости, то все большую долю рынка труда занимает прекариат — люди, исполняющие краткосрочные трудовые контракты и реализующие конкретные проекты. Развивается большое разнообразие других форм занятости: платформенного и классического фриланса, свободных экспертов fly-in или unemployed. С точки зрения HR ставится задача не найти человека в найм, а найти компетенции на рынке, которые закроют задачу.
Спикер коснулся и изменений в теме IT. Принципы организации работы меняются в сторону большей открытости, коллаборации, развивается экономика совместного пользования. Один сотрудник официально может работать на несколько компаний.
Классическая система образования «самый умный тот, кто у кафедры», по словам Татьяны Ананьевой, должна уйти в прошлое, потому что в бизнесе ничего этого не существует, руководитель не может быть самым умным. Также выступающая добавила, что на первый план выйдет предиктивная аналитика, подвергнется изменению формат лидерства будущего — он будет про открытость, разнообразие, инклюзивность и разные точки зрения.
Директор Нижегородского филиала HeadHunter Ольга Брылева осветила в своем докладе текущую ситуацию и перспективы рынка труда России и Нижегородской области.
Отложенный в прошлом году из-за кризиса найм спровоцировал резкий всплеск в конце года, который продолжается сейчас в разрезе публикуемых на сайте вакансий, плюс 50%. На данный момент активность соискателей на рынке труда в пять раз меньше, чем активность работодателей. Нижегородская область не исключение. В IT-сфере по hh.индекс в регионах всего 1.5 резюме на вакансию.
По словам Ольги, навыки и компетенции, публикуемые соискателями и работодателями, отличаются. Если последние все еще ставят на первое место грамотную речь, например, то первые видят себя увереннее в этих компетенциях, связанных с проектной деятельностью и ведением переговоров.
Далее речь зашла об удаленке — инструмента номер один для IT-специалистов. Большинство соискателей не хотят переезжать. В региональный рынок пришли федеральные компании с московскими зарплатами, и это высочайший стресс, потому что текущие работодатели не готовы к таким зарплатам. Продукты разрабатывать надо, приходится перестраивать всю пирамиду экономических преобразований.
Спикер также приводит анализ портрета кандидата в IT-отрасли по Нижегородской области.
Мы ушли от гендера и возрастного ценза, благодаря чему в IT-сфере возрастает количество женщин, особенно в возрасте 26-35 лет, хотя их по-прежнему 22 процента. Появляются соискатели со средним образованием — 2% с перспективой роста. Сейчас работодатели берут сотрудников без высшего образования, переводя внимание на высокий уровень компетенций в профессиональной сфере.
Еще один вызов, с которым сталкивается HR в IT-сфере, — контроферты: когда работодатель уже договорился с разработчиком о выходе, и за два дня до выхода кандидат звонит и говорит «Мне предложили зарплату в два раза больше». Из-за этого увеличивается длительность найма, вылетают все сроки, такие задачи тоже нужно решать.
Изменения в системе образования
Также почетный гость форума — Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова — рассказала о новых тенденциях и изменениях в системе образования. Образование закладывает фундамент, на который потом наслаивается дополнительное образование. «Есть некоторая сложность в том, что отток кадров из региона продолжается, наша задача состоит в том, чтобы к нам приезжали и у нас оставались. Регион, где сильная система школьного образования, является притягивающим», — считает Ольга Петрова.
«У нас создается «Школа 800», которая перезагрузит всю систему школьного образования. Мы это видим и понимаем все риски, которые с этим связаны. Я не говорю про строительство зданий и инфраструктуру, школа — это не только здание. Концептуально школа — это коллектив. Нужно 400 педагогов и 25 управленцев. В общем объеме у нас 12 тыс. педагогов в системе всей области. Относительно этого требуется не так персонала, но мы понимаем, что часть из них уйдут откуда-то. А если это не педагоги, а завуч. Получается, будет перезагрузка всей системы», — сообщила министр образования Нижегородской области.
Также в «Школе 800» будут новые деления на уровни: 1-6 класс и 7-11, что тоже ставит вопрос о психологической готовности учителей начальной школы работать с детьми старше. Создание новой прогрессивной школы продемонстрирует, что наш регион не боится решать амбициозные задачи.
После 9 класса 50% учеников идут в колледжи. Для нашего региона это нормально, у нас большая мощная промышленность, причем абсолютно разная. Вторая ветка, система высшего образования, также находится на высоком уровне развития — в Нижнем Новгороде 11 вузов, есть филиалы крупных вузов России. Например, филиал ВШЭ позволяет удержать абитуриента здесь.
Спикер, как и предыдущие выступающие, делает акцент на синергии образовательных учреждений, компаний и других общественных институтов:
У нас есть научно-образовательный центр мирового уровня, который позволяет интегрировать и образование, и науку, и индустрию. У нас есть корпоративный университет правительства, который тоже решает задачу такого единого центра, и в рамках КУПНО существует проектный офис развития человеческого капитала. Это про развитие такой общей экосистемы, в которой было бы комфортно каждому. Единство всех элементов этой системы обсуждается достаточно давно.
Правильнее отправлять студента из вуза в лабораторию на практику, считает Ольга Викторовна, ведь это тот самый момент, когда работодатель отбирает потенциального сотрудника. Связка «вуз-работодатель» должна быть настолько мощная, чтобы под конец получить готовый продукт, имеющий все необходимые компетенции.
Решить задачу по подготовке IT-специалистов, которых требуется около 6 тыс., хотя выпускается всего две, предлагают следующим образом — отправлять выпускников колледжей на программы бакалавриата в разные вузы, делать программу ускорения. Поскольку они дипломированные специалисты т.е. имеют право наниматься на работу, после первого семестра студентов прикрепляют к предприятию, где они будут и работать, и учиться. Такая бесшовная траектория возникает от образования к непосредственной работе и построению карьеры. Очно-заочная система образования дешевле, и годовую плату в 60-70 тыс. студент сможет покрыть за несколько месяцев, учитывая, что зарплата в IT-секторе начинается от 30-40 тыс. руб.
«Только вместе, только добавляя друг друга и давая компетенции друг другу, мы можем решить задачу: сделать так, чтобы к нам в регион приезжали, и мы занимали высокое место в рейингах притока квалифицированных кадров», — резюмировала министр.
Напомним, форум «Будущее региона» прошел в Нижнем Новгороде в 11 раз. Организатор форума — издание «Деловой квартал» при поддержке правительства Нижегородской области и администрации Нижнего Новгорода.
Партнерами форума в этом году выступили: «МегаФон», «Сонет», «Ситилинк», «Ростелеком», ВСК, «Балтийский лизинг», ННГУ им. Лобачевского, НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, а также НГПУ им. Козьмы Минина.
Также «Деловой квартал» выражает Мининскому университету благодарность за площадку для проведения мероприятия.