«Система управления образованием, основанная на отчетах, не работает!»
«Сейчас много говорят об охране школ, но нет единого подхода, который бы был разработан с участием профессионалов, а в рядах тех, кто охраняет особо важных персон, есть люди мегапрофессиональные».
Директор частной нижегородской школы им.Ломоносова, депутат Законодательного собрания Нижегородской области Галина Клочкова высказала свое мнение по поводу произошедшей в Казани трагедии. Там 11 мая в гимназии № 175 бывший ученик этого учебного заведения открыл стрельбу. В результате нападения погибли девять человек, более 20 пострадали.
— Галина Юрьевна, как директор школы и депутат какие выводы вы сделали после трагедии в казанской гимназии?
Во-первых, каждая служба, которая имеет отношения к школе, должна четко разобраться со своими обязанностями. Сейчас много говорят об охране школ, но нет какого-то единого подхода, который бы был разработан с участием профессионалов. А ведь в рядах тех, кто охраняет особо важных персон, есть люди мегапрофессиональные.
Мне кажется, их задача понять и рассказать - что самое главное в охране.
В конце концов, может быть, у нас повсеместно будет, как во многих странах, просто закрытая дверь — дверь, которая не открывается вообще, когда дети зашли в школу.
— Специалисты говорят, что система сработала — вахтер успела нажать тревожную кнопку и сотрудники «Росгвардии» приехали очень быстро...
Да, но кнопку она нажала, после того как этот человек зашел в школу. Двери в школу не закрывались на замок, даже на автоматический.
Вот у нас, например, всегда закрыта дверь. То есть в школу можно только по звонку или, если тебя идентифицировали. Но это вопрос к профессионалам.
Второй момент, в котором мы можем разобраться как учителя, — какие психологические проблемы существуют у современных подростков и кто их должен решать последовательно в это трудное время переходного возраста.
Мы в Законодательном собрании в свое время говорили о необходимости создания мобильных психологических служб, потому что один школьный психолог не в состоянии полностью видеть всю картину.
В моих мечтах — это такая группа быстрого реагирования, которая выезжает в школу, если есть какие-то проблемы, список которых формируют учителя. Приезжает и проводит консультации, как служба бизнес-консалтинга, только это гораздо более важный, тонкий, консалтинг. Такие мобильные психологические бригады могли бы давать рекомендации учителям и школьному психологу, тогда все потенциальные социальные психологические и эмоциональные девиации были бы выявлены в раннем возрасте и, если не искоренены и не пролечены, то хотя бы оказывались на каком-то особом учете.
Если соответствующие данные в цифровом виде были доступны специалистам, то, например, при выдачи оружия, на них можно было бы обращать внимание. Согласитесь?
Все это очень тонкие настройки. Речь не идет о том, есть психическое заболевание или нет — его может и не быть, но, если есть зафиксированные отклонения девиации, повторяющиеся с определенной чистотой, значит, надо обратить пристальное внимание! Значит, нужны рекомендации родителям, наблюдение за ребенком.
Третий аспект касается работы школьного врача — это человек, который неустанно беспокоится о безопасности детей и который, в отличие от психолога, может отметить какие-то клинические вещи по педиатрическим анамнезам.
И, наконец, самое сложное в этом деле — система управления. Точно могу сказать, что система управления, основанная на отчетах, не работает! Управление в области образования должно быть проектным: сбор проблем и работа в формате мастер-классов, на профильных конференциях, где профессионалы могли бы отвечать на поставленные вопросы, Фокус на постоянную переподготовку сейчас должен быть самым главным в системе управления образованием.
- Что вы поменяли после казанской трагедии в своей школе?
- В нашей школе история, связанная с безопасностью, по понятным причинам, одна из наиболее важных. Мы ничего не поменяли, но обсудили с медиком, психологом и учителями все то, что мы обсуждаем обычно, ещё раз вернулись к инструкциям, как действовать в чрезвычайных ситуациях, запланировали специальные тренировки, подобные учениям с МЧС.
Плюс к этому мы постоянно анализирует все моменты, которые могут быть потенциально опасными. Такой ежедневный мониторинг — самое сложное в работе. Проинструктировали всех. В том числе инструктаж был и у охранной фирмы, с которой мы работаем. Проверили систему мониторов и камер, все ли замки открываются и закрываются, сотрудники охраны сдавали свой экзамен.
Наиболее сложным моментом является организационный — мы должны знать, кто будет забирать ребенка из школы, незнакомых людей мы просто не пустим.
Эти правила кардинально мы менять не будем. Вы правильно сказали, что в той школе, с точки зрения протокола, было все правильно сделано, но работа с детьми требует постоянного мониторинга внутреннего состояния классов, детей, их взаимоотношений со взрослыми, а также того, что происходит в коридоре, в туалете, в тех местах, которые плохо освещены. Значит, где-то надо добавлять освещение, где-то поставить дополнительные камеры видеонаблюдения.
Эта работа будет ежедневно контролироваться. Как долго? Ну, наверное, всегда!