Нелегальная красота: почему 70% работников beauty-сферы ушли «в тень» и кому это вредит?
«Это ужасно: чудо-учителя выпускают себе подобных специалистов за 1-2 дня курсов по любым специальностям. Женщины предпринимают различные процедуры красоты на дому, не задумываясь о последствиях».
Многие парикмахерские и салоны, оказывающие beauty-услуги, с трудом пережили прошедший год. Снятие ограничений для бизнеса и всероссийская вакцинация позитивно сказались на отрасли. Однако в марте Ассоциация предпринимателей индустрии красоты Нижегородской области вновь обратилась за помощью к правительству региона. Выяснилось, что «красивый» бизнес до сих пор остро нуждается в поддержке из-за высокого уровня расходов, наряду со значительным сокращением доходов и усиливающимся «кадровым голодом». Последнее особенно бьет по кошелькам владельцев салонов: многие мастера по всей стране так и не вернусь к работодателям и трудятся на дому. Как такой легальный бизнес ведет борьбу с теневым, и есть ли в этом смысл — NN.DK.RU рассказала амбассадор Ассоциации предпринимателей индустрии красоты (АПИК) в Нижегородской области Елена Павлова.
— Запрет на посещение парикмахерских для граждан во время пандемии за прошедший год сократил выручку компаний на 40%, и мастера стали массово увольняться и принимать клиентов на дому. В результате, во многих регионах России начался расцвет нелегального бизнеса.
Работники, формально оставаясь в штате салонов, фактически оказывали услуги клиентам на дому. К сожалению, культура отношения к своему здоровью, к здоровому уходу за собой в нашей стране на довольно низком уровне что позволяет женщинам, предпринимать различные процедуры красоты, вплоть до инъекционных и операционных — на дому, не задумываясь о последствиях, условиях, бесконтрольности.
При этом статус самозанятых, позволяющий россиянам работать официально и платить минимальный налог, регистрируют немногие мастера. Большинству проще не показывать свои доходы. Все-таки, профессия женская в основном, и часто специалисты получают материальную господдержку, коммунальные субсидии, пособия на детей и не хотят афишировать полный заработок. К примеру, много среди мастеров мамочек с 2-3 детьми, которые и профессионально развиваются, зарабатывают в параллели с материнством и на свободном графике обслуживают клиентов дома или только по записи.
По оценкам самих бизнесменов, теневой сектор в «красивом бизнесе» Нижегородской области к 2021 г. занимает 70% рынка.
В то врем как владельцы легальных салонов красоты в последнее время идут по обратному пути, и начали регистрироваться самозанятыми, чтобы сократить расходы на налоги. На сегодняшний день, согласно всероссийскому опросу АПИК, об этом задумывается одна треть предпринимателей.
Также салонам крайне тяжело найти сотрудников, а подготовка мастеров на курсах обучения оставляет желать лучшего: вновь пришедших мастеров руководителям приходится обучать, как минимум — год.
В начале пандемии многие предприятия брали льготные кредиты по нулевой ставке на выплаты зарплат и, по условиям договора, обязаны сохранить штат сотрудников до 1 апреля. Исследования отрасли показали, что в связи с тяжёлым экономическим положением внутри салонного бизнеса (25% бизнесменов работают в минус) более 20% предприятий региона планируют сокращение штата, либо закрытие ип или ооо по окончании наблюдательного банковского периода. Соответственно, массовые сокращения и закрытия предприятий приведут к сокращению налоговых поступлений в бюджет региона, к развитию теневого сектора.
А ведь государство десятки лет шло к легализации этого бизнеса, крайне важно не допустить отката в прошлое! Сохранить рабочие места, пенсионные отчисления, налоги.
Вдобавок, нелегальный бизнес — это отсутствие контроля над соблюдением СанПиН, стандартов работы, то есть, угроза здоровью наших клиентов. На мой взгляд, главная миссия государства — это забота о здоровье граждан.
В общем, мы в АПИК считаем, что ситуация требует срочного регулирования на государственном уровне и готовим оценку ущерба легальных предпринимателей от перетока мастеров на дом, чтобы обсудить ее на федеральном уровне.
Законодательно мы призываем правительство РФ регулировать оказание бытовых и косметологических услуг. Они должны однозначно подлежать контролю, соответственно не может быть и речи о доступности их в жилых помещениях. Необходимы поправки в Жилищный кодекс.
Необходима пропаганда здорового ухода за собой на государственном уровне. Каждая женщина должна со школьной скамьи осознавать, что только в условиях официального предприятия красоты можно гарантированно получить БЕЗОПАСНУЮ услугу, понимать ответственность за своё здоровье и последствия ошибок.
Необходима, наконец, реформация образования в сфере красоты. Чудо-учителя выпускают себе подобных чудо-специалистов за 1-2 дня курсов по любым специальностям. И ведь работают такие, размещают на агрегаторах объявления и за меньшую стоимость услуг «портят» ногти, волосы, лица клиентам, ранее посещавшим салоны. И вот мы приходим к выводу, что деятельность рекламных платформ, агрегаторов также должна быть контролируема со стороны государственных органов.
Ну и самое главное, мы призываем обратить внимание чиновников, что сегодняшняя система налогообложения нуждается в коррективах. Необходим специальный налоговый режим для отрасли красоты. Сегодня налоговые расходы не позволяют нам развиваться.
Я уверена, что цивилизованное государство должно и жить по цивилизованным правилам, обеспечивая здоровье и безопасность своих граждан.
Также мое глубокое убеждение, и оно подтверждено фактами прошедшего периода изоляции во время пандемии, что руководители официального бизнеса — это, по большей части, социально ответственные представители индустрии, имеющие не только опыт ведения бизнеса, но и ценное отношение к здоровью своих клиентов.
Поэтому крайне важно, чтобы правительство в этот сложный период реформации отрасли, оценило желание бизнеса взаимодействовать с властью в процессах регулирования сферы, оказало необходимые сегодня меры поддержки.