«Мораторий никого не спас, и год начался с волны банкротств. Но самое страшное — впереди»
«Все эти новые льготы и правила для бизнеса создавались в хаосе, буквально на коленке. Поддержка бизнеса фактически оказалась «на ручном управлении». Это не нормальная ситуация».
Правительство России, как и правительства многих других стран по всему миру, отреагировало на опасность массового заражения COVID сотнями новых законов и правил для бизнеса. Однако далеко не все из них действительно оказались полезны и эффективны. Партнер юридической фирмы Nasonov, Pirogov & Partners Алексей Насонов, основываясь на своей практике, рассказал NN.DK.RU, какие законопроекты негативно повлияли на рынок в кризис и какие нормы права во время пандемии его чаще всего просило растолковать предпринимательское сообщество.
— На мой взгляд, правительство России не предприняло достаточных мер, чтобы покрыть убытки предприятий и населения в 2020 г. Как, например, правительства европейских стран помогали бизнесу в пандемию? Дешевые кредиты, уменьшение налогового бремени (причем, именно отмена платежей, а не отсрочки), прямые выплаты. Наше государство реализовывало более скромные меры поддержки. В частности, были выданы кредиты под 2% для сохранения занятости. Введен мораторий на банкротство. Но каких-то крупных денежных субсидий и вливаний, тем более, внесекторальных, российские бизнесмены не получили. Среди моих клиентов и знакомых, к примеру, нет предпринимателей, считающих, что государственная помощь закрыла их дефолтные позиции.
Еще один большой минус нормотворчества в прошлом году — это его качество. По последним правовым нормам хорошо видно, что законодатели были вынуждены создавать свои инициативы максимально оперативно и в ситуации, когда невозможно предугадать, что произойдет завтра. Хуже того! Им было очевидно, что даже если ты сегодня придумаешь, как решить проблему, через несколько дней установленные тобой же правила могут сыграть против тебя в условиях дефицита бюджета. В результате, они старались делать законы не очень ясные. Такие, которые можно будет подкорректировать всегда на уровне правоприменительной практики.
При этом Указы, в которых Кремль был политически заинтересован, предполагающие выплаты социальные, вызывают меньше вопросов. И государство разъяснило их гражданам довольно понятно и системно. Все-таки, об основном электорате власти заботятся.
Но большинство льгот, правил и ограничений для бизнеса были сделаны буквально на коленке. Соответственно, работающие с такими документами суды нередко выносят решения прямо противоположные друг другу. Юристы сбились с ног, пытаясь разъяснить, кому и что положено. Поддержка бизнеса фактически оказалась «на ручном управлении». Это не нормальная ситуация.
Про мораторий на банкротство
Мое отношение к мораторию на банкротство, введенному в прошлом году и переставшему действовать с 7 января 2021 г., неоднозначное.
Во-первых, его первая редакция вызвала много вопросов у юридического сообщества. Подразумевалось, что будут существенно ограничены действия компаний пострадавших отраслей. Вплоть до того, что юридические лица, которые близки к процедуре банкротства, не смогут заключать сделки более чем на 1% от балансовой стоимости активов. То есть фактически ограничивалось привлечение инвестиций в такие организации, и об этом их никто не спросил. Это могло очень негативно повлиять не только на отдельные предприятия, но и на целые отрасли, вроде HоRеCа, лишившиеся доходов на многие месяцы. Естественно, законопроект в таком виде спровоцировал массу статей, жалоб и выступлений от возмущенных юристов и бизнеса.
Через две-три недели нам выкатили новую редакцию. В ней были убраны ограничения на сделки. Также у компаний появилось право отказаться от моратория.
Во-вторых, закон этот лишь продлил агонию бизнеса, уже лишившегося средств и набравшего кредитов. Он не сделал то, что необходимо было нашему рынку в кризис, то есть не сегментировал живые и неживые предприятия. В итоге, многие кредиторы просто лишились возможности получить удовлетворение. Действующие предприятия кредитовали уже недействующие, в ущерб собственному финансовому благополучию.
Выкарабкаться из долговой ямы, найдя инвестора, по моим наблюдениям, смогли не многие. Большинство потенциальных предприятий-банкротов остались в прежнем состоянии.
Поэтому сегодня, когда мораторий снят, страну ждет серьезный рост числа банкротств юр лиц. Рост числа банкротств граждан мы уже увидели осенью 2020 г. (порядка 65-70%). Теперь, после снятия моратория, похожая ситуация ждет бизнес. Если подсчитать, то к марту 2021 г. число обращений в нашу компанию по данной проблематике по сравнению с мартом 2020 г. выросло в три раза. И это еще далеко не пик, судя по тому, что я вижу Уверен, что к концу года ситуация на рынке ухудшится. Потому что есть еще те, кто ждет чуда: новых льгот, решения государством вопроса с курсовой разницей и налоговой нагрузкой. Но я не вижу предпосылок, что их надежды оправдаются.
Кроме того, есть большие риски, что с этого года мы вновь столкнемся с банкротствами в финансовом секторе. Причина — льготная ипотека и большие задолженности у населения по ипотечным платежам в перспективе, которые могут привести к дефолту. Банкротство же кредитных организаций неминуемо повлечет банкротства средних предприятий. Ведь у предпринимателей зависают деньги, а если Агентство Страхования Вкладов оспаривает сделки, ты остаешься еще и должен. В то же время, бизнес в РФ во многом работает на кредитном ресурсе, и ему бывает непросто вовремя найти новый банк, чтобы не обрушить цепочку поставок.
Все это может аукнуться реальному сектору экономики куда большими проблемами, чем, скажем только банкротствами в сегменте HoReCa или малого бизнеса в целом. Ведь для открытия, например, нового производственного предприятия, как вы знаете, недостаточно сделать рестайлинг старого, нужны значительные инвестиции.
Про остальные меры поддержки
Что касается остальных мер поддержки, то у нижегородского бизнеса в пандемию и после было много вопросов по аренде помещений. Чтобы на них ответить, мы даже проводили несколько мероприятий с разъяснениями.
Поступали к нам также вопросы, как закрывать экспортные и импортные контракты: как продлевать сроки в договоре с контрагентом? Но тут точки соприкосновения находились довольно легко: бизнес по всему миру работал в форс-мажорных обстоятельствах.
Реже всего нас спрашивали, как получить кредит на зарплаты. Зато многие бизнесмены столкнулись с тем, что в условиях пандемии очень сложно соблюсти Трудовой кодекс и понять, как же поступить с работниками, чтобы избежать серьезных убытков. Когда можно уводить людей в простой? Когда возвращать? Сколько платить на «удаленке», чтобы сотрудники и налоговая остались довольны? Пандемия остро поставила эти вопросы перед бизнесом.
Каких законодательных инициатив ждать в 2021 г.?
Правительство России готовит в новом году несколько законопроектов, чтобы скорректировать уже существующие нормы поддержки бизнеса. Но сложно понять, какие из них будут утверждены.
Я точно ничего хорошего не жду, например, от нового закона о банкротстве.
Эта инициатива уже давно обсуждается бизнесом, и недавно президент РФ Владимир Путин принял политическое решение, что документ примут. Новые правила необходимы, чтобы сделать процедуру банкротства в стране эффективнее. На данный момент она чересчур долгая и предполагает большие расходы со стороны должника. А кредиторы, по окончанию ее, могут рассчитывать статистически не более чем на 4-5% от реестра.
К сожалению, новый закон в том виде, в каком его анонсируют в новостях, не станет спасением для бизнеса, так как не учитывает отсутствие в России культуры работы с проблемной задолженностью. Не предполагает, что будут розданы дополнительные полномочия, чтобы блокировать недобросовестные выводы активов, или какие-либо профилактические механизмы, позволяющие избежать банкротств на ранних стадиях. Без этого ни о каком повышении эффективности процедуры банкротства говорить не приходится.