Бизнесмен потратил €5,5 млн, чтобы вернуть всемирную известность нижегородскому художнику
«У нас точно не было бизнес-схемы. С того момента, как мы поняли, что это художник с большой буквы, у нас появилась цель — сделать его известным для широкой публики в России и в мире».
Картины уроженца Нижегородской губернии, талантливого художника 19 века Константина Кузнецова в последние годы признаны мировым достоянием. За рубежом его стали называть «русским Моне». Такой популярностью художник обязан российскому бизнесмену Андрею Щербинину, создателю Фонда Кузнецова. NN.DK.RU кратко пересказывает интервью предпринимателя Forbes Life, где тот поведал сколько и зачем потратил на «раскрутку» забытого мэтра.
По словам Андрея Щербинина, он сам интересуется искусством с 17 лет. Разбогатев на бизнесе по продаже телекоммуникационного оборудования, россияин начал коллекционировать картины советских художников.
Как-то, во время одной из поездок в Европу, искусствоведы показали ему работы Константина Кузнецова.
В 2014 г. я был в Париже и зашел в небольшую галерею, где мне предложили работы Кузнецова, когда поняли, что я русский. Полотна были не в самом хорошем состоянии и покрыты темным лаком — от старости он изменил свои свойства, отчего картины выглядели очень темными. Я позвонил искусствоведу Константину Ещеркину, чтобы посоветоваться… Костя сказал, что художник малоизвестный, но работы интересные. Мы подумали, что раз это произведения XIX века, то картины надо брать. Я быстро принял решение и купил сразу 40 картин, — рассказал бизнесмен.
Непонятно, как работы оказались в той галерее — Константин Кузнецов, будучи наследником торговой фирмы «Братья Кузнецовы» и выходцем из обеспеченной семьи, не продавал свои произведения. Потомки художника организовывали выставки — в частности, в парижской галерее Кати Гранофф. Есть мнение, что они расплачивались с галереей этими работами.
Андрей Щербинин оплатил реставрацию картин, и, получив их назад из мастерской, понял, что перед ним — настоящие шедевры. Тогда предприниматель начал собирать информацию о биографии и творческом пути художника.
Спустя месяцы исследований мы поняли, что художник, выражаясь современным языком, реально крутой. Парижские газеты того времени в сообщениях о художественных выставках пишут о Константине Кузнецове наравне с Моне, Ренуаром и другими мастерами первого эшелона. Он учился в Париже у Фернана Кормона, который также был наставником Тулуз-Лотрека. Результатом нашего исследования через несколько лет стала объемная монография о Кузнецове, в которую вошли те документы, что нам удалось найти. Они доказывают, что он был признанным мастером при жизни…Нам удалось открыть новое имя в живописи, — отмечает господин Щербинин.
Однако наследники художника не могли позволить себе вложиться в популяризацию его имени. Тогда бизнесмен выкупил работы, организовал Фонд Кузнецова и приступил к восстановлению исторической справедливости. На эти цели он потратил €5,5 млн.
«Для нас было важно, чтобы первая выставка полотен этого автора прошла либо в Третьяковской галерее, либо в Пушкинском музее, то есть в ведущем выставочном пространстве России. В итоге, мы провели семинар в Институте искусствознания, где собрались ученые, руководители музеев, кураторы. Среди них — старший научный сотрудник ГМИИ имени А. С. Пушкина Алексей Петухов и заместитель директора по научной работе Третьяковской галереи Татьяна Карпова. Также приехали специалисты из Франции — главный хранитель художественного музея в Понт-Авене Эстель де Бютт-Фресно и член Французского союза экспертов по предметам искусства Эрве Дюваль. Научное сообщество впечатлить удалось. Нам дали возможность сделать выставку в Третьяковской. Подготовка к ней потребовала два года и 30 млн руб.», — вспоминает инвестор.
Предприниматель признает, что вложения еще не вернулись и, может быть, окупятся через очень много лет. «У нас точно не было бизнес-схемы. С того момента, как мы поняли, что это художник с большой буквы, у нас появилась цель — сделать имя Кузнецова известным для широкой публики в России и в мире. Он достоин того, чтобы его имя знали. Для меня это дело жизни», — утверждает Андрей Щербинин.
В ближайшие годы Фонд Кузнецова планирует активно заниматься популяризацией деятельности нижегородского художника, выставками в России и во Франции и, возможно, открытием музея. Продавать отреставрированные картины собственники пока не планируют.