«Времена, когда сначала ты работаешь на диплом, а потом диплом работает на тебя, прошли»
«Сейчас люди ценят свое время и не готовы верить пустым обещаниям. Они хотят уверенности в реальных результатах обучения, которые подразумевают ликвидность на рынке труда».
Профессиональное образование за последние годы в России сильно изменилось. Так, на сегодняшний день, в вузы поступают порядка 80% выпускников 11-х классов, что в несколько раз выше показателей, например, 1980-х гг.
Сейчас, когда общество переходит к «цифре», рынок труда, и, соответственно рынок образования продолжают меняться. Какие специалисты понадобятся уже через несколько лет? Так ли важны только профессиональные знания? А какие перспективы у выпускников онлайн-школ? В материале NN.DK.RU — мнения футурологов, рекрутеров и представителей рынка образования.
Какие специалисты понадобятся в ближайшие несколько лет?
В ближайшие годы, по мнению руководителя регионального развития проекта «Атлас новых профессий» Анны Михайловой, востребованными останутся, в первую очередь, профессии, связанные с социальной сферой, например, врач или педагог. Однако требования к ним и организация рабочего процесса изменятся.
«Сейчас появляется очень большое количество компетенций, которые надо освоить быстро и желательно без отрыва от рабочего места. Поэтому уже сейчас компаниям нужны люди, готовые создавать новые курсы по узким специальностям. Не только для детей и студентов, но и для взрослых людей. И, мне кажется, у этого направления большие перспективы», — добавляет она.
Рынок IT по-прежнему останется перспективным направлением, однако он начинает понемногу перегреваться. Навыки программирования становятся базовыми для всех, кто захочет работать в высокотехнологичной сфере. Самим же программистам стоит присмотреться к более узким специализациям, например, к работе над медицинскими программами и приложениями, позволяющими упростить работу врачей. Потребность в подобных продуктах будет только расти, отмечает Анна Михайлова.
Технические профессии, по ее мнению, не сильно изменится в ближайшие пять лет. Однако многие рутинные процессы будут автоматизироваться: «Искусственный интеллект в чем-то сможет заменить человека, однако не вытеснит его. Наоборот, задачей инженера станет умение взаимодействовать с ИИ. Да, работать придется по-другому. Но процесс станет более продуктивным».
Представителям рабочих профессий также понадобятся компетенции в IT: базовое понимание принципов работы программного обеспечения, навыки программирования.
Чему еще нужно научиться, чтобы найти работу даже без опыта?
Руководитель пресс-службы hh.ru по Поволжью Анна Буслова отмечает, что сейчас рекрутеры все внимательнее присматриваются к личностным качествам кандидата. В том числе, для потенциального работодателя важны желание учиться новому и быстро включаться в процессы, происходящие в компании.
«Времена, когда сначала ты работаешь на диплом, а потом диплом работает на тебя, прошли. То есть, высшее образование сегодня воспринимается, скорее, как некая база — свидетельство культуры и полученных фундаментальных знаний. А дальше уже многое зависит от самого человека и от его желания развиваться. Для работодателя наличие дипломов из онлайн-школ у кандидата является в первую очередь свидетельством его желания развиваться в профессии и изучать новые компетенции, следовательно, такой сотрудник будет ценным для бизнеса», — говорит она.
Работодатели ценят людей, готовых быстро адаптироваться к любым переменам и освоить новые навыки. Внимательнее относятся и к тем, кто сам замечает новые тренды и предлагает варианты их применения, добавляет Анна Буслова:
«Многие, поняв это, начинают осваивать новые профессии, сидя дома — благо сейчас в интернете много курсов, которые позволяют получать и развивать не только soft, но и hard skills. К самым ценным «мягким» навыкам можно отнести: способность решать комплексные проблемы, критическое мышление, креативность, навык успешного взаимодействия с людьми, развитый эмоциональный интеллект, способность делать выводы и принимать решения, клиентоориентированность. Еще из популярных: системное, аналитическое мышление, работа в условиях неопределенности и многозадачности, навыки коммуникации, мультиязычность, клиентоориентированность, командная и самостоятельная работа, креативность, инициативность, самообучаемость. Также не лишним будет прокачать самодисциплину, тайм-менеджмент, критическое мышление, умение брать на себя ответственность».
По ее словам, утверждение о том, что для трудоустройства недавним выпускникам вузов нужен профессиональный опыт — миф. Для бизнеса такие сотрудники обладают рядом преимуществ — их можно «вырастить» под свои нужды, они могут взглянуть на проблемы компании «незамыленным взглядом». Отталкивают работодателя, скорее, завышенные зарплатные ожидания.
Как меняются образовательные программы в вузах?
Следом за рынком труда меняется и отрасль образования. Так, среди ключевых долгосрочных трендов заместитель директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Денис Фоменков выделает постепенный уход от профессиональных секторов к широким предметным областям, которые необходимо охватить студентам. По его словам, специалисты в области экономики, менеджмента, филологии и права «могут быть востребованы в большом многообразии профессиональных ниш».
«Образовательные программы становятся более гибкими. С началом пандемии мы запустили проект по межкампусным курсам — единый пул дисциплин, который доступен всем студентам ВШЭ независимо от города. Эти курсы создаются профессорами из разных кампусов — таким образом мы создаем единую образовательную среду и увеличиваем количество курсов по выбору», — говорит он.
Кроме того, современную и необходимую практику в образовательные программы вносят и новые преподаватели, которые имеют необходимый опыт в своих отраслях.
Меняется и подход к техническим специальностям. Так, например, в НГТУ им. Р. Е. Алексеева будущим инженерам нужно будет учиться не только проектированию.
«Во все образовательные программы университета мы планируем ввести специальные курсы, которые научат наших студентов уже на стадии проектирования задумываться над тем, как создаваемая конструкция будет работать в системе интернета вещей, какие компоненты для ее изготовления позволят минимизировать вредное воздействие на окружающую среду, и как, в итоге, она будет утилизироваться», — отмечает первый проректор — проректор по учебной деятельности НГТУ им. Р. Е. Алексеева Евгений Ивашкин.
Заменят ли онлайн-курсы университетское образование?
Российский рынок онлайн-образования растет последние несколько лет. Однако если до начала пандемии, в 2019 г. EdTech прибавил 20%, то в 2020-м он вырос на 30-35% и в текущем году он сохранит темпы роста — примерно на 20-25%, уверена исполнительный директор образовательной компании «Нетология» Марианна Снигирёва. Вместе с рынком растут и запросы потенциальных учеников:
«В целом рост предложения на рынке онлайн-образования научил аудиторию лучше разбираться в качестве онлайн-образования. Люди задают больше вопросов к программе онлайн-обучения. Они ценят свои время и деньги и не готовы верить пустым обещаниям. Пользователи хотят уверенности в реальных результатах обучения, которые подразумевают ликвидность выпускника на рынке труда. Все больший вес получают отзывы студентов и репутация онлайн-платформы. Кроме этого, люди теперь чаще обращают внимание на наличие государственной лицензии».
По словам Марианны Снигирёвой, если рассматривать вуз как место получения профессиональных знаний, то по ряду программ онлайн-школы могут конкурировать с ним. Курсы выбирают, в том числе, и вчерашние школьники. Однако большая часть выпускников — это те, кто решил сменить профессию и уже имеют первое высшее образование.
«По моему мнению, онлайн-образование — форма дополнительного обучения. Но здесь есть важный нюанс. Думаю, надо разделять первое высшее образование и последующие. Первое — не важно, по какой специальности — должно обязательно быть очным, в стенах вуза. Это даст опыт социализации, научит работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению и доносить свое», — говорит Евгений Ивашкин.
Видят ли вузы конкурентов в онлайн-платформах? Заместитель директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Денис Фоменков считает, что подобные школы не смогут заменить традиционного образования.
«Считаю, что онлайн-образовательные продукты могут стать дополнением традиционному образованию, органично встраиваясь в него. Поэтому я не вижу конкуренции между платформами по онлайн-обучению и традиционным вузовским образованием. Наоборот, университеты сейчас видят возможности во взаимодействии с игроками рынка», — говорит он.