Три года работы и 90% верных ответов. В ПИМУ нашли способ выявлять меланому со смартфоном

«Мы планируем начать создание единого “цифрового дерматолога”. Еще одно направление — экспансия на международные рынки. В частности, нас интересует Юго-Восточная Азия».

Нижегородцы могут скачать для себя новое приложение, которое позволит проверить «подозрительные» родинки. Команда специалистов из Приволжского медуниверситета и Москвы разработала приложение «ПроРодинки», которое позволяет провести самодиагностику. Руководители проекта рассказали NN.DK.RU подробнее о решении.

Пользователю приложения нужно только загрузить фотографию пятна или родинки. Нейросеть проанализирует изображение и сообщит, стоит ли обратиться ко врачу.

Работа над проектом шла три года, из них полтора потратили на обучение нейросети. Однако идея дать пациентам больше возможностей для самодиагностики появилась еще раньше.

К сожалению, достаточного информационного поля вокруг недоброкачественных образований на коже не существует, отмечает доктор медицинских наук, заведующий кафедрой кожных и венерических болезней Приволжского медуниверситета, руководитель Научно-практического центра диагностики и лечения опухолей кожи Университетской клиники ПИМУ Ирена Шливко.

Мы задались вопросом, как привлечь пациентов к ранней диагностике меланомы. Сначала мы открыли портал, куда пациенты смогли бы присылать фотографии. Число обращений оказалось небольшим и, кроме того, возникали проблемы, связанные с законодательством в области телемедицины, — говорит она.

Позже удалось найти единомышленников — команду технических специалистов, у которых есть опыт во внедрении национальных систем электронного здравоохранения с элементами искусственного интеллекта в восьми странах и в предпринимательской деятельности. Именно они предложили использовать технологии нейросетей для самодиагностики.

Сооснователь и технический директор компании АИМЕД (AIMED), кандидат технических наук Алексей Бурдаков (ранее — руководитель международных программ в области электронного здравоохранения в 8 странах, а также преподаватель в МГТУ им. Н. Э. Баумана и Университете Эмори в США — прим. ред.) добавляет, что перед тем, как выбрать окончательный вариант, участники проекта разработали порядка 400 нейросетевых моделей для будущего приложения:

«Мы используем многофакторную нейронную сеть, которая учитывает не только сами изображения, но и риск-факторы и динамику новообразования. Это то, как эксперты оценивают новообразование на приеме, рассматривая все факторы в совокупности». 

Нейросеть обучили с помощью более шести тыс. фотографий, на которых были изображены доброкачественные и злокачественные опухоли кожи. Все изображения одобрили несколько экспертов ПИМУ.

Сейчас показатели чувствительности (число истинно положительных результатов) и специфичности (доля истинно отрицательных результатов среди здоровых лиц) оказались намного выше, чем у врача, который не специализируется на опухолях кожи. Например, у дерматолога, эти показатели составляют чуть более 60%, а нейросеть показала результат более 90%. Это не в обиду врачам, просто мало кому из них удастся увидеть шесть тыс. случаев, — отмечает Ирена Шливко.

По ее словам, в первую очередь, приложение создавалось для того, чтобы пользователи чаще занимались самодиагностикой:

«Люди, следящие за своим здоровьем, должны замечать изменения на своей коже. Это не сложно. Кроме того, мы хотим напомнить пользователям, например о необходимости защищать себя и детей от ультрафиолета. Еще одна задача, которую мы хотим выполнить — дать возможность молодым людям помочь с самодиагностикой и более старшим членам семьи. Сейчас многие сидят дома и рискуют упустить “золотое время”, когда опухоль легко излечить».

Монетизация и будущее проекта

В команде проекта задействованы двенадцать человек. Алексей Бурдаков рассказывает, что для работы над приложением они вложили свои средства, однако сумму он не называет. В то же время, сооснователь не исключает возможности в дальнейшем обратиться за грантовой поддержкой, в частности, в центр «Сколково». Ранее команда уже получила статус его резидента.

«Наша бизнес-модель отличается от предложений конкурентов. Мы решили сделать приложение бесплатным для широкого круга пользователей», — говорит он.

Ирена Шливко также отмечает, что монетизация самого приложения приведет к ограничениям в его использовании.

«Может быть, позже, если пациент захочет получить еще одну консультацию от специалиста, заниматься динамическим наблюдением, мы смогли бы воплотить эти функции в качестве платных. Но, повторюсь, это только то, что еще может быть сделано когда-то», — говорит она.

В то же время, сейчас специалисты ПИМУ проверяют рекомендации приложения. Несоответствия мнений могут быть связаны с техническими причинами, например, низким качеством изображения и недостаточным освещением.

В работе новое решение, показатели чувствительности которого, например, по базальноклеточному раку кожи доходят до 94%. Кроме того, мы планируем выйти за рамки онкологических заболеваний и начать создание единого “цифрового дерматолога”. Еще одно направление — экспансия на международные рынки. В частности, нас интересует рынок Юго-Восточной Азии, добавляет Алексей Бурдаков.

Он также заявил о том, что команда проекта оценивает реально достижимый объем мирового рынка подобных решений на уровне $33 млн.

Отметим, что недавно проект «ПроРодинки» также был включен в карту кейсов «Глобальный вызов — Искусственный интеллект для достижения целей устойчивого развития» (ЦУР). Кроме того, приложение поддержит международная фармацевтическая компания Novartis.

Приложение уже сейчас доступно в Google Play и App Store.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.