Игорь Манн: «Если делать много дел одновременно — можно обделаться»
«Хотелось бы сказать, что наш возраст не имеет значения, но не хочу лукавить. Считается, что «золотое время» для предпринимателя — это период до 30 лет. Но если вы старше — не унывайте».
Известный российский издатель, маркетолог, автор множества бизнес-книг о маркетинге и личном развитии Игорь Манн 15 декабря принял участие в онлайн-форуме «Сбербизнес. Life. Нижний Новгород», выступив на нем с докладом на тему «Простые правила личной производительности». NN.DK.RU публикует расшифровку этого выступления для своих читателей.
— Каждый раз, встречаясь с успешными предпринимателями, я вижу, что все они, безусловно, эффективны и имеют свой персональный рецепт личной эффективности. И все же я сумел найти общее в этих историях успеха, и хотел бы поделиться своими знаниями с вами. И заодно расскажу, как я сам создаю у себя и своей команды высокий КПД.
Ключ к понимаю того, как повысить собственную производительность — это понимание, какие факторы на нее влияют.
Во-первых, обратите внимание на то, какую вы ставите перед собой цель. Чем выше ваши амбиции, тем более эффективной будет ваша работа. Обычно это замечание заставляет многих ерзать на стульях, но тут ничего не поделаешь, такова горькая правда.
Также при постановке цели в бизнесе полезно учитывать известную методику SMART. Но к ней можно и нужно добавить еще несколько моих критериев. Помимо того, что ваша цель, согласно теории, должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и иметь конкретное время достижения, я считаю, что ее важно сделать амбициозной, легальной и экологичной.
А еще полезно согласовывать свою цель со своими близкими: с родителями, супругом/супругой и детьми. Это поможет вам заручиться их поддержкой и иногда — иначе взглянуть на вещи, правильно расставив приоритеты.
Следующий совет, который мне хотелось бы дать (он касается как личных, так и корпоративных целей) — держите свою цель всегда перед глазами. К примеру, на экране смартфона. Помните фразу Марка Твена «потеряв из виду цель, надо удвоить усилия», и не теряйте ничего, чтобы не тратить потом энергию попусту.
Время. Мы жалуемся постоянно, что его не хватает. Но и у вас, и у Германа Грефа, и у Олега Дерипаски — у всех 24 часа в сутках. Просто каждый из нас по-разному относится к одному и тому же ресурсу. И первый совет, который я вам дам в этой связи — проанализируйте, кто или что забирает у вас больше всего времени. Может быть, вы не умеете проводить быстро планерки? Научитесь. Может быть, вас отвлекают соцсети? Снесите. Может, у вас неудобное рабочее место? Измените его.
Биоритмы. Каждый из нас — это уникальный организм, который имеет свои фазы активности, и их стоит учитывать, чтобы работать в тот период дня, когда вы максимально производительны. Если вы жаворонок — работайте по утрам. Если сова — вечером. Установите, в какое время суток, в какие дни недели вы более продуктивны, и на основе собственных биоритмов выстраивайте график взаимодействия с сотрудниками и партнерами.
В то же время я считаю, что от того, как вы проводите утро, зависит многое. Я, например, стараюсь делать с утра самые несимпатичную и тяжелую работу: пишу посты, за которые не хотелось браться, звоню тому, с кем есть разногласия и т. п. В общем все то, про что испанцы в поговорке говорят «съесть лягушку».
Советую и вам всегда съедать своих лягушек именно утром, чтобы они не давили и не тяготили вас течение дня. Это дает классный заряд энергии, помогает увидеть свет в конце туннеля даже во время серьезных авралов.
Хотелось бы сказать, что наш возраст не имеет значения, но не хочу лукавить. Считается, что «золотое время» для предпринимателя — это период до 30 лет. Но если вы старше — не унывайте. Со временем на смену продуктивности приходит опыт, а он многого стоит.
А еще, если человек старше 30 лет, как правило, пик его эффективности приходится на понедельник. Потому что мы отдыхаем за уикенд, и в начале недели чувствуем себя бодрыми. А вот в пятницу еле стоим на ногах от усталости. Люди более молодые ощущают прилив сил наоборот, в пятницу и в выходные. К счастью, существует среда — время, когда все мы эффективны примерно одинаково. Поэтому считается, что именно среда — лучший день недели для проведения стратегических сессий и корпоративов. Не пренебрегайте этой информацией о себе и мире.
Рабочее место. Многие бизнесмены недооценивают его роль в своей жизни, а зря. На самом деле наши рабочие места — это фундамент нашей эффективной работы. На мой взгляд, складывается оно из двух вещей — территории и условий. Совершенствуйте обе эти составляющие.
Что касается моих предпочтений, то лично мой стол организован в стиле минимализм — он практически всегда чист, на нем лежат только два-три самых необходимых предмета. Скажем, ручка, блокнот для записей и бутылка воды. Я также стираю всегда лишние приложения в смартфоне, а на главный экран вывожу не более двух иконок. Все это помогает поддерживать порядок в голове. Лишний раз ничего не отвлекает от работы. Спросите себя «что я могу сделать, чтобы мое рабочее место стало удобнее», и ваша работа станет продуктивнее. Проверено.
Настрой. Наверное, тут лучше всего меня поймут те, кто занимался музыкой. Настрой очень важен, чтобы работать много и успешно. Если все сделать правильно, то можно попасть «в поток» — да, это отсылка к известной книге «Поток». Думаю, каждый из вас однажды вставал с утра полным сил и идей, и вечером, оглядываясь на свой день, понимал, что сделал нереально много, и вся эта работа казалась вам приятной и легкой… Значит, вам удалось попасть в состояние «потока»! Одноименная книга учит людей искусственно достигать этого состояния. Но не обязательно ее читать, конечно. Можно научиться и интуитивно.
Во-первых, гоните плохие мысли прочь. Я попросил моих подписчиков в Instagram помочь мне составить более 90 способов того. как можно отогнать негативные мысли и эмоции. И они составили! Советую вам ими пользоваться.
Не занимайтесь тем, что не важно, не отвлекайтесь, концентрируйтесь на решении вопросов. Проблема отсутствия фокуса во время работы— очень давняя. И есть большой опыт ее решения.
Например, более 100 лет назад был создан головной убор, повышающий эффективность работы писарей за счет фокусировки их внимания. Если писарь уставал и хотел заснуть, то он мог умереть в такой шапке, так как она перекрывала ему кислород. Если он смотрел по сторонам, а не на лист бумаги, его било током. Уверен сейчас в чатах началось обсуждение, где достать такой девайс для своих сотрудников... Но вы думаете не о том. Сейчас уже есть другие, более гуманные и современные способы добиваться фокусировки внимания. К примеру, рекомендую вам скачать приложение Welltory чтобы замерять ваш уровень энергии, стресса и продуктивности в течение дня.
Старайтесь не делать несколько дел сразу, особенно, если не умеете. Как шутили мои подписчики в блоге, «если делать много дел одновременно, то можно обделаться». Женщинам повезло, они лучше справляются с многозадачностью.
Самое главное, найти вещи и дела, которые вас «заряжают» силами и позитивом. У каждого человека они свои. По моему опыту, чаще всего предпринимателя могут зарядить правильное дыхание, спорт, общение с семьей и сон.
В то же время, у каждого из нас есть «разряжатели» — то, что портит настрой. Это могут быть агрессивные люди, неудобства какие-то… Вовремя избавляйтесь от них.
Техники, полезные для бизнеса, можно подсмотреть в моих книгах.
Девайсы и гаджеты. Очень их люблю, и много тестирую. Особенно в последнее время уважаю умные часы. Понятно, что они позволяют следить за здоровьем, и многие их используют для этого, но я ценю больше другую функцию — таймер. И если кто-то говорит мне «позвоните через 15 минут» или «отправьте письмо через час», я ставлю таймер на часах и перестаю думать об этой задаче. Но когда часы начинают издавать звуки, возвещая о том, что установленное время истекло, вспоминаю, зачем их поставил, и выполняю договоренности.
Планировать в 21 веке свои дела намного проще благодаря приложениям, где можно составлять списки, проставлять себе задачи. Мой фаворит, например — KNEU Journal.
Полезны бизнесменам и приложения, которые позволяют вам суммировать за и против какой-то идеи максимально объективно.
Суперсила. У каждого из нас она есть, даже если вы ее не замечаете. Возможно, вы всегда вовремя приходите на встречи. Или умеете сохранять хладнокровие в стрессовых ситуациях. Или чувствуете перспективные ниши для бизнеса. Найдите свою суперсилу, пользуйтесь ей. Или... Приобретите. Мой опыт подсказывает, что если нам что-то нужно и мы, скрепя зубы, начинаем к этому себя приучать, то достигаем однажды совершенства.
Если вы последуете моим советам и заставите все эти факторы работать на вас, все равно остается десятый фактор, который может свести вашу личную эффективность на нет. У каждого из нас есть свои ограничения. Они как ракушки на днище корабля: вы хотите плыть вперед — а вместо этого тормозите. Сядьте и подумайте, какие ограничения есть у вас? От каких ваших слабостей страдает бизнес? В базовом списке вредные привычки, болезни, медленный интернет, отсутствие денег… Со всем этим, на самом деле нужно бороться, ведь я убежден, что любые ограничения существуют лишь в нашей голове. И если мы уничтожим их там, мир преобразится.
В общем, дерзайте, наращивайте компетенции по каждому направлению, начните совершенствовать свою жизнь сегодня, а стать эффективным не поздно никогда.