«Мы думали, что до конца года промышленность отобьет падение. Но этого не будет»

«Основные проблемы сложились в трех отраслях, которые дают более 60% от всего объема производства в Нижегородской области: нефтепереработка, металлургия и автопром».

Промышленные предприятия в Нижегородской области всегда влияли на экономическую ситуацию в регионе и были одними из крупнейших работодателей. Пандемия и остановка производств повлияла и на крупных игроков. Весенний простой сказался и на предварительных результатах 2020 г.

О том, как промышленность завершает год, NN.DK.RU рассказал генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) Валерий Цыбанев.

— К сожалению, порадоваться нам нечему, потому что ситуация лучше не стала. По последним данным, с января по октябрь 2020 г. индекс падения объемов производства составил 9% к 2019 г., по отгрузке — 12%.

«Основные проблемы наблюдаются в отраслях, которые дают более 60% от всего объема производства»

Перед пандемией, в I квартале нижегородская промышленность нарастила объемы от 3 до 7% (к уровню 2019 г.). Настроение у всех было нормальным, однако пандемия нас всех подкосила очень сильно.

Основные проблемы сложились в трех отраслях, которые дают более 60% от всего объема производства в Нижегородской области: нефтепереработка, металлургия и автопром.

Так, в нефтепереработке наблюдался спад спроса на продукцию. Во время пандемии многие перестали постоянно пользоваться автомобилями и затраты на топливо упали. В то же время, например, на «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтезе» в I квартале шли серьезные ремонтные работы. В итоге, индекс физического объема производства в этом сегменте упал на 25%.

В металлургическом производстве индекс физического объема упал на 12%, и еще на 6% снизилась отгрузка товаров. У этого есть объективные причины. Например, «Выксунский металлургический завод» завершил несколько больших проектов, таких, как поставка труб для «Северного потока-2». Кроме того, значительно снизился спрос со стороны РЖД на колеса для вагонов — на 40%.

В автомобильном производстве индекс физического объема производства снизился на 18%. К этому привело снижение спроса на технику. Два месяца — апрель и май — дилерские центры и области, и России не работали и ничего не продавали. Просел и малый бизнес — основной потребитель продукции нашего Горьковского автозавода. К сожалению, правительство не реализовало в полной мере обещанную поддержку в виде опережающих закупок школьных автобусов и автомобилей «скорой помощи», поэтому падение отыграть не удалось. Добавлю, что в кооперации с тем же автозаводом в регионе работают еще 400 предприятий. Представляете, какие потери несут такие компании, если их основная деятельность связана с большими заводами?

Если говорить о малом бизнесе, то здесь ситуация еще хуже. До сих пор не все предприятия могут работать, а те, кто может — открыты с ограничениями. В то же время, нужно отметить, что малый и средний бизнес обладает социальной значимостью. Представьте себе, в промышленности в Нижегородской области заняты 250 тыс. человек, а в малом бизнесе работают около 500 тыс. человек. И, если ситуация не изменится в лучшую сторону, безработица будет только расти.

В то же время, у нас складывается хорошая ситуация с исполнением  гособоронзаказа. В Нижегородской области порядка 50 предприятий сотрудничают с Минобороны. Они производят около 20% всего объема гособоронзаказа в России. К декабрю компаниям удалось наверстать падение производства, сложившееся во время простоя в нерабочие дни весной. Однако для этого предприятия работали практически без выходных и с удлиненными сменами. Особенно это было заметно в октябре и ноябре. Но в целом, на предприятиях оборонного комплекса все хорошо, здесь минимальное снижение спроса, государство платит компаниям за выполненный заказ.

Хочу отметить, что несмотря на существующие проблемы, на наших предприятиях все равно стараются сохранить персонал. Более того, статистика свидетельствует, что именно на предприятиях, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, численность работающих за январь – сентябрь увеличилась более чем на 2 тыс. человек. Промышленники надеются на то, что спрос восстановится и загрузка производства вырастет.

«Экспорт — значительный резерв, но нужно восстанавливать и внутренний спрос»

Значительным резервом для нижегородских предприятий становится экспорт. Так, например, Горьковский автозавод расширяет список стран, с которыми сейчас налаживает сотрудничество. Кроме того, ГАЗ организовал сборку автомобилей за границей, например, в Турции. Ориентированы на экспорт и в нефтепереработке, и в металлургии. Но на мировом рынке толкаются много конкурентов, поэтому туда сложно выйти.

У нас есть Центр развития экспорта Нижегородской области, который реализует меры поддержки правительства региона и Российского экспортного центра, помогает малым и средним предприятиям выходить на экспорт.

К тому же, сейчас мы стараемся использовать и возможности Рособоронэкспорта. Им разрешили заниматься не только продвижением продукции военного и двойного назначения, но и продвижением высокотехнологичной гражданской продукции. Думаю, что здесь мы тоже сможем найти возможности для наших предприятий.

Но, в первую очередь, конечно, нужно восстанавливать внутренний спрос, потому что он значительно просел, что негативно сказывается на объемах производства.

«Никто не теряет бодрости духа»

Ранее мы рассчитывали, что до конца 2020 г. промышленность Нижегородской области отобьет падение. Но сейчас становится понятно, что год, скорее всего, мы завершим с отрицательными показателями.

В то же время, мы настроены на то, чтобы восстанавливать объемы производства в следующем году. Все необходимое, в том числе сотрудники и компетенции для этого у нас есть. Единственное, что пока не удается одолеть — это коронавирус. Многие переболели или лечатся сейчас.

Думаю, что в следующем году мы нарастим объемы производства. Дальнейшего снижения никто не допустит.  В то же время, не могу сказать, как скоро мы сможем выйти на уровень допандемийного 2019-го.

Скажу так: «Дорогу осилит идущий». Никто не теряет бодрости духа, руководители нацелены на то, чтобы выдержать все трудности, связанные с текущей ситуацией. Тем более, что нижегородские промышленники не раз и не два уже выходили из кризисных ситуаций, демонстрируя высокую степень адаптации и устойчивости своих предприятий.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.