«Для экспорта рост курса — плюс, но мы закупаем технику, которая дорожает, как и доллар»
«Конечно, те, кто работал над узкоспециализированными продуктами, пострадали. Но я не слышал, чтобы какие-то крупные компании оказались на грани разорения».
Локдаун привел к тому, что предприятия из «традиционных» отраслей стали больше уделять внимания своей IT-инфраструктуре. Соответственно, на рынке растет спрос на услуги IT, а компании, которые их поставляют, считаются если не «бенефициарами» самоизоляции, то, как минимум, самыми устойчивыми в 2020 г. Но как на самом деле обстоят дела в отрасли?
Директор российского подразделения американской компании IntelliVision Юрий Молинов в колонке для NN.DK.RU рассказывает об итогах года.
— Этот год для нас заканчивается хорошо. Даже если и был спад в одном из направлений, то он компенсировался ростом в другом. В 2020-м многие были вынуждены начать пользоваться различными продуктами на основе информационных технологий, в итоге, пришло понимание, что они, зачастую, делают жизнь гораздо удобнее. Вы можете заменить доставкой из Интернета поход в магазин и следить за безопасностью офиса с помощью видеонаблюдения, находясь у себя дома. Соответственно спрос на IT-решения только вырос.
Как кратковременный эффект — появился запрос на «антикоронавирусные» IT-решения: распознавание масок, определение дистанции между людьми, дистанционное определение температуры. Мы достаточно быстро адаптировали свои решения под новые задачи.
Специально мы практически ничего не придумывали с нуля, нам удалось доработать наши существующие продукты. Поэтому для нас ситуация принципиально не изменилась.
«Те, кто работал над узкоспециализированными продуктами, пострадали. Но никто не разорился»
Мы — экспортеры и изменения курса валют нам проблем не доставили, наоборот — наши услуги для заказчиков стали дешевле, а у нас появились дополнительные средства на то, что мы прежде планировали к закупке несколько позднее. С другой стороны, мы, например, закупаем технику, которая дорожает вслед за ростом курса доллара. Но в этом смысле колебания валют чувствуют все.
Пока последствия сглаживаются Центробанком (интервенциями на валютном рынке для поддержки курса рубля) и действиями властей, которые предусматривают сохранение цен на некоторые группы товаров. Но я не знаю, что будет в 2021-м. Чувствуется, что напряжение нарастает.
Мы общались со своими заказчиками — системными интеграторами, которые говорят, что пока заказы есть. Многие продолжают работать над проектами, которые начались еще в 2019 г. Но, конечно, они переживали за свое будущее. Особенно это было заметно в апреле и мае, когда все остановилось. С другой стороны, сейчас им несколько удалось восстановить продажи.
Многие компании переориентировались. Например, когда остановились стройки новых торговых центров, а действующие ТЦ приостановили свою работу и соответственно закрылись парковки, то снизился спрос на системы распознавания автомобильных номеров. Но, в то же время, возник спрос на тепловизоры для дистанционного определения температуры и соответствующее ПО к ним, что в итоге компенсировало падение спроса со стороны парковщиков.
Конечно, те, кто работал над узкоспециализированными продуктами в областях чувствительных к локдауну (к примеру, туризм), пострадали. Наверное, им пришлось хуже остальных, потому что пришлось ужать расходы и начать думать о том, как работать дальше в текущих реалиях. Но я не слышал, чтобы какие-то крупные компании оказались на грани разорения. Можно сказать, что все в основном приспособились.
«Думали, как заставить людей не работать 24 часа в сутки»
Переход на удаленную работу не был для нашей компании чем-то неожиданным. IT-специалисты нередко работают вне офиса, поэтому больших проблем с переходом не возникло. Конечно, были моменты, которые потребовали «притирки»: дополнительный контроль за процессами, выбор оптимального времени для встреч. Задумались и над тем, как заставить людей не работать 24 часа в сутки.
Иногда, руководитель может написать сотруднику в мессенджер в 19:00. Но никто не ждет реакции до утра. А человек может прочитать сообщение и в 21:00 и начать отвечать. Мы против этого. Работать надо в рабочее время, а в остальное — отдыхать.
Мы понимали, что общения сотрудникам не хватает, и решили проводить собрания, на которых каждый может рассказать коллегам о том, над чем работает и что планирует дальше. Кроме того, мы продолжаем контролировать состояние сотрудников, смотреть, не выгорают ли они. Часто, рабочие моменты позволяют видеть, что человек устает. В этом случае мы всегда разговариваем, спрашиваем о целях, о желаниях, предлагаем другие задачи. Это помогает.
«Программистов на рынке так же мало, как и раньше»
В начале пандемии мы временно заморозили поиск кандидатов. Решили не набирать новых сотрудников, но и никого не уволили. Решили подождать и посмотреть, понадобятся ли нам люди, если вдруг спрос упадет. Но сейчас мы возобновили найм. В том числе, и благодаря тому, что выросло количество проектов. Думаю, что к концу декабря мы будем готовы увеличить штат где-то на 5%.
В целом же на рынке, по моим ощущениям, спрос если и не вырос, то точно не упал. Я слежу за вакансиями и вижу, что коллеги публикуют их в той же интенсивностью, что и раньше. Конечно, запросы у нижегородских работодателей меняются. Например, если раньше нужен был один язык программирования, то сейчас в моде другой.
Во время первой волны пандемии некоторые наши сотрудники уходили. Причем, уходили не просто так, а устраивались на новую работу. Лично для меня это означает то, что хэдхантеры других компаний продолжали работать и вакансии были. Рынок труда в нашей сфере не посыпался и очередь к нам не образовалась. Мы по-прежнему, прилагаем определенные усилия, чтобы найти хороших кандидатов для себя. Хороших программистов на рынке так же мало, как и раньше.