Новый подход к аналитике и безопасности. Как работает многокамерная видеоаналитика
На сегодняшний день компаниям недостаточно одной камеры для работы. Например, в крупных торговых центрах может одновременно функционировать порядка 100-150 устройств.
Несколько лет назад один из крупнейших ритейлеров США начал внедрять новую систему видеоаналитики. Идея состояла в том, чтобы идентифицировать покупателя на входе в магазин, а затем, собрав данные о том, какой товар он берет и куда движется дальше, проанализировать особенности расположения зон товарных групп для повышения эффективности мерчендайзинга.
Для этого нужно объединить данные аналитики с камер в магазине, RFID-меток на товарах и Wi-Fi-приемников со смартфонов пользователей в единую систему. Таким образом, сеть не только решила проблему краж в магазинах, но и обеспечила доступ к данным о том, какие товары интересуют покупателей, и какие продукты они проносят мимо тех или иных зон. В то же время появилась возможность в режиме реального времени следить за расположением товаров в магазине, с точностью до полки.
Реализацией проекта занялась компания IntelliVision, российское подразделение которой находится в Нижнем Новгороде. Команде проекта пришлось решать множество дополнительных задач, связанных с многокамерной аналитикой. В итоге, получился продукт — Multi Camera Analytics IntelliVision (MCA), аналогов которому на рынке практически нет.
Одной-двух камер уже недостаточно
Видеонаблюдение в бизнесе давно стало практически обязательным. Камера на кассе магазина точно снимет момент, когда покупатель дал фальшивую купюру, на входе в салон красоты — зафиксирует то, что клиент зашел без маски. Предотвращение краж, контроль за работой персонала, соблюдение социальной дистанции — сегодня эти задачи решают с помощью видеоаналитики. Программу для одной камеры может написать и студент, однако сейчас компаниям недостаточно одной камеры. Например, в крупных торговых центрах может одновременно функционировать порядка 100-150 камер. Руководитель проекта Multi Camera Analytics IntelliVision Семен Буденков рассказал, чем отличается многокамерная видеоаналитика от работы с единичным устройством:
«С помощью отдельного устройства мы можем, например, подсчитать людей в очереди или обнаружить подозрительные предметы на участке в метро или вокзале. Многокамерная аналитика агрегирует данные со всех устройств, позволяя понять, как двигается человек или предмет, что открывает большие возможности для решения прикладных задач».
На примере системы многокамерной аналитики, установленной в офисе IntelliVision, Семен продемонстрировал её особенности и возможности применения.
В помещении установлено 16 потолочных камер видеонаблюдения. Обработка изображения начинается на отдельной камере, расположенной недалеко от человека, который начал движение. С помощью алгоритмов система распознает появление нового объекта в поле зрения. По мере движения и попадания в зоны обзора соседних камер, система может установить траекторию движения конкретного человека. Каждый посетитель, который зашел помещение, является уникальным пользователем для системы.
«Есть важная задача — поиск потерявшихся детей в магазинах. Представим такую ситуацию: семья зашла в огромный торговый центр, но через некоторое время ребенок отвлекся и куда-то убежал. Алгоритм понимает, что сначала группа двигалась вместе, а потом один из пользователей отделился. Мы сможем быстро найти по камерам тот момент, когда это произошло, и после этого понять, куда ушел ребенок», — сказал Семен Буденков.
Какие задачи решает система многокамерной видеоаналитики?
По словам руководителя проекта Multi Camera Analytics IntelliVision Семена Буденкова, продукт будет интересен, в первую очередь, ритейлерам и промышленным компаниям.
Кроме подсчета людей в очереди и поиска детей в торговых центрах и больших магазинах, алгоритмы позиционирования на основе видео позволяют отслеживать передвижение товаров по торговому залу. Система контролирует соблюдение социальной дистанции, может обнаружить скопление посетителей и подсчитать их количество в здании (за исключением отдельных зон). И если это больше положенной нормы, служба безопасности получит сообщение о превышении и необходимости ограничить вход.
На производстве MCA позволяет контролировать соблюдение мер безопасности. Например, камеры могут быть установлены в особо опасной зоне, куда нельзя заходить без касок или, при наличии модуля идентификации сотрудника, алгоритмы смогут «узнать», что в помещение зашел человек, у которого нет соответствующих прав доступа. Кроме того, аналитика позволяет следить за состоянием помещений, например, предотвратить захламление пожарных выходов. Среди популярных запросов, по словам Семена Буденкова, — контроль посещаемости рабочих мест. Сделать это можно как анонимно, так и с идентификацией конкретных сотрудников.
Одно из преимуществ — отсутствие необходимости закупать новые камеры
На разворачивание уйдет несколько дней. Также может понадобиться дополнительное время для интеграции во внутренние системы автоматизации, которыми уже пользуется заказчик.
Для хранения и обработки данных могут быть использованы как физические серверы, так и облачные решения. В первом случае заказчик самостоятельно несет ответственность за сохранность сервера и данных, в то же время, это гарантирует отсутствие доступа к системе со стороны. Во втором случае компании не нужно разворачивать физическую инфраструктуру. На сегодняшний день, по мнению Семена Буденкова, выгоднее использовать свой сервер.
При этом для корректной работы системы от IntelliVision покупка новых камер не понадобится:
«Мы понимаем, как устроен рынок — часто магазины уже имеют большое количество камер и не готовы вкладывать средства в оборудование, которое работает исправно. При разработке MCA мы отталкивались от этого. Главное — чтобы у камер была возможность трансляции видеопотока приемлемого качества».
Среди более продвинутых аналогов системы от IntelliVision Семен Буденков отметил решение, представленное в сети магазинов Amazon Go. При входе в магазин покупатель проходит процедуру авторизации, далее — передвигается по торговому залу и берет товары с полок, на которых установлены датчики, способные передавать информацию о том, какой именно товар взял покупатель, и в каком количестве. В этом — одно из главных отличий системы от Amazon Go от нашего продукта. Для правильного функционирования видеоаналитики от IntelliVision не требуются дополнительные вложения в подобные устройства. Также Amazon Go накладывает определенные ограничения по общей инфраструктуре помещения, требуя плотное покрытие всего пространства магазина камерами. Преимущество системы видеоаналитики от IntelliVision —возможность работы в существующих условиях заказчика.
Среди продуктов конкурентов есть и иные решения, более простые. Некоторые системы анализируют данные только в режиме офлайн — в конце рабочего дня. IntelliVision предлагает обработку данных, как в реальном времени, так и в режиме офлайн.
«Нельзя сказать, что на сегодняшний день на рынке есть универсальное решение, которое можно адаптировать под запросы любого бизнеса. В большинстве случаев подобные системы требуют от заказчика наличия дополнительного оборудования, или же специально обученный персонал», — сказал он.
www.intelli-vision.com Инстаграм: www.instagram.com/intellivision.russia VK: vk.com/intellivision