«Бизнесу интересно продавать за границу». Директор ЦРЭ — о росте экспорта в регионе
Нижегородская область стала единственным регионом в Приволжском федеральном округе с объемом экспорта, исчисляющимся в миллиардах, в котором в 2020 г есть положительная динамика.
Экспортная деятельность среди компаний, особенно, среди малого и среднего бизнеса становится более востребованной. Курс валют, уменьшение объемов внутреннего рынка, развитие мер поддержки — все это играет свою роль в увеличении числа экспортеров.
Отметим, что в период с января по сентябрь 2020 г. несырьевой неэнергетический экспорт в Нижегородской области увеличился на 14,2% к уровню 2019 г. и составил $2 млрд 391 млн 869 тыс. Нижегородская область занимает по этому показателю 14 место в России. В Приволжском федеральном округе регион расположен на втором месте. Однако, Нижегородская область — единственный среди субъектов ПФО с объемом экспорта, исчисляющимся в миллиардах, в котором за прошедший период замечен рост.
Развитие несырьевого неэнергетического экспорт из регионов России реализуется в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», утвержденного на основании Указа Президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.».
Национальный проект предусматривает предоставление бизнесу субсидий, страхования ответственности, льготных займов и услуг от Российского экспортного центра и Центра развития экспорта Нижегородской области.
Директор Центра развития экспорта Нижегородской области Сергей Звонков рассказал NN.DK.RU как изменяются процессы взаимодействия с бизнесом в период пандемии и какие товары нижегородских предприятий наиболее востребованы за границей.
Как бизнес воспринял локдаун? Сказалось ли это на экспортной деятельности?
— В начале, конечно, все компании не понимали, что им делать. И, если у крупных предприятий, где все поставки были распланированы, проблем возникло меньше, то малые — оказались в ситуации неопределенности. Не было точных данных о снятии режима локдауна, в то же время, начали расти затраты на логистику… Но сам рынок «подсказал», что нужно переходить на онлайн-формат взаимодействия с заказчиками. Кроме того, в новый формат перешли и меры поддержки для предприятий, мы — правительство региона, Центр развития экспорта, компании — подстроились.
Конечно, некое ощущение неопределенности остается. Однако у наших предприятий есть качественные продукты, нужные за границей, желание начать экспортную деятельность и благоприятный курс валют. Именно при экспортной деятельности, чем дороже валюта, тем экспортерам выгоднее продавать иностранным партнерами. И, конечно, для многих компаний это — решающий фактор.
И, судя по динамике несырьевого неэнергетического экспорта, в Нижегородской области созданы достаточно благоприятные условия для ведения экспортной деятельности даже в текущих сложных условиях.
Выросло ли количество компаний, которые обращаются за мерами поддержки в Центр развития экспорта Нижегородской области?
— Да. Думаю, во многом мы обязаны этим и работе по популяризации мер поддержки экспорта в предыдущие годы. Число обращений компаний, которые еще де-факто не являются экспортерами, выросло и выросло значительно.
Почему так происходит? Обычно, переговоры подразумевают под собой выезд продавца к покупателю. В то же время, самостоятельная командировка — это дорого, особенно для малого и среднего бизнеса. Сейчас сложились благоприятные условия — в режиме онлайн переговоров небольшие компании могут предлагать свой продукт наравне с крупными игроками.
Среди обратившихся сейчас довольно много предприятий, которые ранее работали только на внутренний рынок. Но после того, как они поняли, что их товары нужны и за рубежом, компании готовы изменить их, чтобы сделать более экспортно-ориентированные продукты.
Какие нижегородские товары нужны за границей сейчас?
— Не могу сказать, что экспортеры продают что-то одно. Конечно, в этом годы вырос спрос на медицинскую технику, оборудование, например, на рециркуляторы и аппараты искусственной вентиляции легких. И хоть за границей их тоже выпускают, на наши аппараты спрос уже устойчивый. Кроме того, растет запрос на экологичность.
Например, в скором будущем Европа планирует уйти от использования одноразовой пластиковой посуды, перейдя на экологически чистую деревянную. Одно из предприятий, которое выпускает подобную продукцию недавно обратилось к нам за поддержкой в продвижении товаров на экспорт. Мы помогли им получить сертификат качества и найти потенциальных партнеров. Сейчас компания уже ведет переговоры по поводу экспортного контракта — обсуждает цены и условия с покупателем.
В то же время, нет каких-то устойчивых тенденций, что, мол, приходят представители только одной отрасли и все. Например, только пластик и дерево. Нет, в Нижегородской области экспортируют коврики и аксессуары для автомобилей, и различные тренажеры для поддержания тонуса мышц, и многое другое. Международный рынок разнообразен, в каждой стране есть свои требования, а у нас в Нижегородской области производится практически все, что нужно. Да и самим предприятиям сейчас интересно продавать, и они хотят продавать все.
Как сейчас строится работа с начинающими экспортерами? Какие меры поддержки Центр развития экспорта им предлагает?
— Мы оказываем бизнеса содействие в получении всех разрешительных документах и стандартах качества, помогаем в размещении на электронных торговых площадках и в продвижении онлайн-продаж, подбираем потенциальных партнеров, обучаем. В том числе, в рамках «Школы экспорта РЭЦ» предприниматели могут учиться у экспертов Российского экспортного центра.
Важной мерой поддержки становится и содействие в переводе контрактов и приведение их в соответствие с международными нормативами. Например, к нам приходит компания, на которую потенциальный покупатель вышел сам. Им предлагают заключить договор, но сами они не могут его составить, таких экспертов у предприятия нет. Они просят нас: «Помогите нам разобраться, внести корректировки». Мы вносим правки и после этого компания может быстро заключить контракт и уже начать готовиться к отгрузке продукта в другую страну.
Еще раз отмечу, что сейчас мы перешли в онлайн-формат, поэтому наши меры поддержки бизнеса распространяются и здесь.
Вы согласны с мнением, что экспорт сейчас — единственное спасение для бизнеса?
— Учитывая сегодняшнюю ситуацию, в частности, сужение ряда внутренних рынков, экспорт — это возможность нарастить выручку и выйти из сложных условий для компании. К тому же так предприятие нарастит свои компетенции, научится работать на разные сегменты потребителей.
Международные требования к товарам, по большей части, давно сформированы и сильно не изменяются. Кроме того, компании могут обратиться за государственной поддержкой в получении необходимых разрешений. И все же, у экспортной деятельности есть свои особенности.
Я уверен, что хороший подход — это создание продукта, ориентированного на внутренний рынок, и создание продукта, ориентированного на внешний рынок. Они не должны зависеть друг от друга, все-таки, выход в каждую отдельную страну — это новый бизнес-проект со своими особенностями и рисками. И все же, добавлю, что как правило, заходя на внешний рынок и становясь экспортером, компания «назад» уже не возвращается. Объемы только растут. И сейчас экспорт — это дополнительный доход для бизнеса, которому не хватает внутреннего рынка.
К чему нужно быть готовым предприятиям, которые только начинают работать за границей?
— Во-первых, нужно понимать, что выход на экспорт потребует дополнительных инвестиций. Понадобятся средства для оптимизации самого продукта, для изменения упаковки: перевода, шрифтов, безусловно, для прохождения сертификации.
Очень многое, конечно, зависит от желания руководства предприятия идти до конца в развитии экспортной деятельности. Руководитель должен понимать, готов ли товар к выходу на международный рынок.
Например, нам известно, что в Европе лучше продаются линейки по 20 см. И мы советуем нашим производителям обратить на это внимание и отказаться от производства линеек по 40 см на экспорт. Нужно подвести продукт под те требования, которые есть в той или иной стране. Нужно также понимать, что процессы потребуют и временных затрат. Многие компании считают, что они только-только зайдут, и все сразу захотят с ними работать. Но часто в жизни так не происходит. Нужно доказать, что продукт отвечает международным требованиям к качеству, а компания — надежный партнер.
Но, в то же время, на сегодняшний день, вся система поддержки экспорта, в частности, в Нижегородской области, направлена на то, чтобы помочь предприятию преодолеть трудности: с получением документов, с привлечением сторонних экспертов для развития. Для этого существует Центр развития экспорта Нижегородской области, куда компания может обратиться в любой момент, на любом этапе своей экспортной деятельности — от первых шагов до обсуждения контракта. Мы готовы подключиться и помочь бизнесу.
Справка
Цели его деятельности — стимулирование и вовлечение предприятий в экспортную деятельность, содействие выходу предприятий на иностранные рынки товаров и услуг, повышению их конкурентоспособности и эффективности.
Учредитель — правительство Нижегородской области в лице Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области. Организатор регионального конкурса «Лучший экспортер года».
603162, Нижний Новгород, ул. академика Сахарова, 4, оф. 522, 525. тел. +7 (831) 435-18-48, e-mail: info@export-nn.ru. export-nn.ru.