От таблицы в Exсel к «цифровому заводу». Опыт автоматизации «Русполимета»

За последние несколько лет завод «Русполимет» начал внедрение системы цифровизации производства. Какие процессы на предприятии уже стали более эффективными?

Каждое третье предприятие обрабатывающей промышленности в России стремится к тому, чтобы цифровизация охватила все процессы. Такие данные опубликовал институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ по итогам опроса в 2019 г. 

По мнению российских промышленников, перспективными направлениями в ближайшие пять лет станут, в том числе, и сквозная автоматизация, а также интеграция производственных и управленческих процессов в единую информационную систему.

В Нижегородской области среди предприятий промышленности системно к вопросу автоматизации всех процессов подошел «Русполимет». В компании рассказали, как пришли к решению перейти на новый формат работы, что уже сделано, с какими трудностями пришлось столкнуться коллективу завода, и, самое интересное, как их удалось решить.

Цифровой завод

В 2017 г. «Русполимет» завершил программу по технологическому вооружению, которая длилась 10 лет, и стал предприятием полного передельного цикла: от выплава сталей и сплавов до производства готовых изделий из них. Завод модернизировал всю технологическую цепочку.

«Пришло время заняться и усовершенствованием организационных процессов. Да, оборудование у нас обновилось, но на тот момент сотрудники еще только начинали привыкать к новому формату работы», — рассказал генеральный директор «Русполимета» Максим Клочай.

От таблицы в Exсel к «цифровому заводу». Опыт автоматизации «Русполимета» 1

Как итог, уже в октябре 2017 г. на предприятии запустили внутреннюю программу «Русполимет» — цифровой завод». В рамках проекта планировалось автоматизировать процесс управления заводом, ускорить принятие управленческих решений, обеспечить возможность взаимодействия с контрагентами онлайн.

Информационные системы уже были знакомы сотрудникам. На протяжении более 11 лет в «Русполимете» использовали сразу несколько решений: «Гамма», «Омега», «1С», а в некоторых подразделениях предпочитали формировать отчеты в Exсel или Word. Информация часто вносилась вручную, её могли забыть, потерять или исказить. Все это тормозило предоставление данных руководству, и, как следствие — принятие решений.

На предприятии изучили несколько разных систем и решили остановиться на SAP S/4HANA. Решение SAP используется более 45 лет и представляет из себя «конструктор» с несколькими модулями, позволяющими отслеживать работу цехов в реальном времени, управлять производственными процессами — от станков до выплаты зарплат и учета отпусков, в том числе, в удаленном режиме:

Мы планировали добиться того, чтобы в единой информационной системе можно было увидеть динамику производства в разрезе цехов, подразделений, номенклатуры, подсчитать объемы производства (план/факт/потери), уточнить себестоимость продукции, изучить изменения складских запасов и расходов сырья, материалов, энергоресурсов. Все данные также должны были быть привязаны к отдельному продукту: от плавления стали до готового изделия. Для этого в системе планировалось прописать полную технологическую цепочку, чтобы вычислить точное, и главное, минимальное время, которое будет потрачено на работы, а также понять, какие процессы совершаются с ошибками или с задержками. Кроме того, в системе планировалось предусмотреть посуточное и посменное планирование для сотрудников.

Первый этап: создание архитектуры, тестирование и проблемы

На первом этапе внедрения системы SAP S4/HANA, на предприятии удалось создать архитектуру, был создан концептуальный проект с детальным описанием. Заработали сразу несколько важных блоков — от управления производством до бухгалтерии. На единой IT-платформе руководитель может отслеживать работу подразделений в режиме реального времени.

На работы в рамках первого этапа у «Русполимета» ушло два года. И за это время на предприятии столкнулись и со сложностями. Генеральный директор завода отмечает, что в сентябре 2017 г. было решено обратиться за помощью в интеграции к сторонней компании. К сожалению, подрядчик не смог справиться со своей задачей и не до конца проработал решения для предприятия, не учел особенности процессов производства. Для «Русполимета» это обернулось проблемами в процессе продуктивной эксплуатации.

Основной проблемой стало недостаточное понимание того, как работает система в целом, а также то, как взаимодействуют различные модули между собой. Мы положились на подрядчика, однако наши ожидания разошлись с реальностью, — добавил Максим Клочай.

Для того, чтобы система начала работать в продуктивной эксплуатации, понадобилась кропотливая и методичная выверка всех необходимых элементов. Однако и это не решило все проблемы. Например, сотрудники не могли получать файлы сводных отчетов для отправки в контролирующие органы. Дирекция по экономике и финансам вручную выверяла все таблицы, так же работала и производственная дирекция. Помогать коллегам осваивать новые технологии стали сотрудники предприятия. В итоге завод принял решение создать свою команду консультантов, которая и устраняла наиболее критичные ошибки. По словам Максима Клочая, во многом благодаря титаническим усилиям сотрудников, в первом квартале 2019 г. проблемы в системе удалось устранить.

От таблицы в Exсel к «цифровому заводу». Опыт автоматизации «Русполимета» 2

Сейчас персонал «Русполимета» доверяет системе, людям стало комфортно с ней работать, и руководители подразделений теперь могут размещать информацию в едином информационном поле.

«Пользователи системы SAP S4/HANA уже наработали опыт, который позволяет нам двигаться дальше. Цифровая трансформация позволила “Русполимету” уже сейчас выйти на новый уровень сотрудничества с партнерами, в том числе, и зарубежными. Сроки выполнения заказов сократились, а все бизнес-процессы стали прозрачными. К тому же мы получили и инструменты для дополнительной аналитики», — сказал генеральный директор завода.

Текущая работа: второй этап внедрения системы и задачи на будущее

Сейчас, когда на предприятии завершен первый и самый трудозатратный этап введения новой системы автоматизации, работа в этом направлении продолжается.

«Русполимет» уже начал внедрять модуль системы по управлению персоналом. Это позволит автоматизировать базовые HR-процессы, учет рабочего времени, расчет заработной платы и премий. Кроме того, будет реализован новое решение для подбора сотрудников: управления талантами, личной эффективностью, организации обучения и повышения квалификации, а также для планирования программ наставничества. Над блоком начали работать в 2020 г. и на этот раз команде предприятия удалось разработать базовое решение за несколько месяцев. Благодаря тому, что внедрение идет с опережением графика, ключевые пользователи — сотрудники подразделений — смогут протестировать систему не два месяца, как в рамках первого этапа, а четыре. Ввести в промышленную эксплуатацию блок планируется в январе 2021 г.

Параллельно специалисты завода начали внедрение модуля планирования производства. Над методологией проекта работали более полугода — нужно было учесть множество факторов, которые влияют на процессы, происходящие на разных этапах и то, как они могут изменить конечный результат. По ожиданиям разработчиков, модуль планирования производства позволит повысить эффективность процессов, и продолжить сокращать время выполнения заказов, а также снизить количество брака и повысить общее качество продукции. Производственный процесс станет более прозрачным и управляемым. Ожидается, что блок будет запущен в промышленную эксплуатацию в первом квартале 2021 г.

Таким образом, к своему 155-летию «Русполимет» станет, по-настоящему, «умным производством».

Добавим, что на этом процесс цифровизации не прекратится. После внедрения новых модулей команда проекта начнет работать с блоками по управлению ремонтами и автоматической генерации технологических карт.

В целом, по информации предприятия, дорожная карта по развитию информационной системы расписана на ближайшие четыре года.

От таблицы в Exсel к «цифровому заводу». Опыт автоматизации «Русполимета» 3

Тел.: +7 (83176) 7-90-00, +7 (83176) 5-12-75
E-mail: ruspolymet@ruspolymet.ru
Сайт: www.ruspolymet.ru
Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.