Кризис — не помеха. Какие сферы бизнеса растут и как они продвигаются?
Несмотря на сокращение количества компаний в сфере малого и среднего бизнеса на фоне коронакризиса, есть те, кто только начал путь в предпринимательстве в 2020 г.
Малый и средний бизнес, особенно в сфере услуг, первым пострадал из-за введения режима самоизоляции. Коронакризис привел к закрытию 4 тыс. 610 компаний в Нижегородской области, такие данные содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (информация за 11 ноября).
Однако для ряда предпринимателей 10 с лишним месяцев 2020 г. стали удачным временем, открылись еще более 13 тыс. новых компаний. В каких отраслях создается малый бизнес и как собственники продвигают свои продукты и услуги?
В какой сфере нижегородцы открывают новые компании?
Большинство открытых компаний относятся к сфере торговли. По данным сервиса МТС Касса за сентябрь 2020 года, более 49% новых предприятий — это магазины. Из них 11% универсамов, 9% продают фрукты и овощи, 8% — косметику и одежду и 5% — цветы.
Строительные товары и услуги — тоже довольно популярный бизнес. Согласно исследованию, в 2020 году 3% новых компаний в Нижегородской области — это розничные строительные магазины, еще 2% — предприятия оптовой торговли строительными материалами. Предлагают услуги ремонта и строительных работ 13% новых компаний.
Растет и доля рекламных агентств — они составили 4% от всех новых подключений к МТС Кассе в Нижнем Новгороде. При этом, по данным сервиса, город стал единственным миллионником, где начинающие предприниматели выбрали именно этот вид деятельности.
Что покупают в Нижнем Новгороде?
Добавим, что на решение предпринимателя открыть тот или иной бизнес влияет и потребительский спрос. Куда сейчас тратят деньги нижегородцы? В МТС Банке подсчитали изменения в структуре платежей. По данным специалистов за период с мая по июнь 2020 г., в Нижнем Новгороде постепенно восстанавливается спрос на фотоуслуги, (прирост в июне 85% к уровню мая), авиабилеты (прирост 60% к маю) и обувь (прирост 54% к маю). Заметно выросло количество транзакций в пользу страховых компаний, ювелирных магазинов, магазинов одежды и стоматологий.
В то же время, росли обороты спортивных магазинов, химчисток, магазинов техники, автотоваров и товаров для дома.
Как продвигается бизнес?
Кризис только подстегивает конкуренцию между компаниями. В условиях ограниченного бюджета и переживаний покупатель выбирает тех, кто готов предложить выгодные условия и, при этом, остается на слуху. Как в 2020 г. бизнес продвигает свои товары и услуги? Кроме традиционной рекламы (баннеры, промоутеры, ролики на радио и телевидении), задействуют и новые каналы, которые, к тому же, дешевле производства, например, видео для телевидения.
По данным совместного исследования OMD OM Group, Adindex и Digitalbudge, в первом полугодии рынок интернет-рекламы (не считая блогеров) снизился на 8,26% и составил 87,8 млрд руб. (против 90,2 млрд). Произошло это благодаря снижению инвестиций в рекламу в таких сферах, как индустрия развлечений и средств связи.
В то же время, в два раза больше вложили в рекламу в 2020-м парфюмерия, а в три раза больше — производители и продавцы товаров для животных. По мнению экспертов, в марте и апреле бизнес «заморозил» бюджеты на продвижение, однако уже летом начал компенсировать это.
В Нижегородской области среди различных видов рекламы бизнес стал чаще выбирать таргетированную SMS-рассылку. По данным сервиса МТС Маркетолог, в третьем квартале 2020 г. продажи услуги выросли в три раза.
При этом, наиболее активными пользователями в сегменте малого и среднего бизнеса стали IT-компании — 22,5% всех обращений. Выбирает рассылки и продуктовый ритейл, а также ресторанный бизнес — 19% компаний таким образом анонсировали акции и рассказывали о сервисах доставки еды. Еще 19% обращений прошлось на сферу развития жилой и коммерческой недвижимости. Среди магазинов также активными оказались: маркеты электроники, книжные магазины и магазины строительных материалов: по 7,5%, соответственно.
В связи с тем, что бизнес сократил расходы на глобальные рекламные кампании с массовым охватом, в том числе, с использованием outdoor и других направлений рекламы, предприниматели предпочли быстрые и адресные коммуникации с целевыми аудиториями. Повышенный спрос на таргетированную SMS-рассылку был зафиксирован сразу после снятия первых ограничений. Таким образом компании информировали клиентов о возобновлении деятельности, изменении геолокации или графика работы после возвращения в офлайн, — отмечает директор филиала МТС в Нижегородской области Дмитрий Бобиков.
А как изменилось продвижение бизнеса в соцсетях? Об этом рассказал CEO в MegaArt Digital Илья Сайков. По его словам, если несколько лет назад среди нижегородских компаний была популярна реклама в «ВКонтакте», то сейчас основной запрос — продвижение в Instagram. В то же время, растет спрос на Youtube и TikTok. Самое главное для бизнеса — быстрая отдача вложений.
«Успешнее всего комплексная работа. Это и создание оригинального контента, и продвижение с помощью таргетированной рекламы, и PR у блогеров. Например, таргетированная реклама работает последние годы очень хорошо. Происходит это благодаря тому, что растет и аудитория соцсетей, и совершенствуются алгоритмы на рекламных площадках. Добавлю, что иногда такой вид продвижения дает наибольший объем продаж в сравнении с остальными источниками трафика», — добавил он.
В то же время, эффективность рекламы у блогеров сложно оценить. Илья Сайков рассказывает, что с блогерами нужно договариваться в индивидуальном порядке. Несмотря на большое количество бирж блогеров и агентств, которые предлагают пакетное размещение у нескольких лидеров мнений, единой открытой площадки нет. Часто бывает сложно измерить и эффективность такого продвижения — клиенты делают заказы не через сайт, а в личных сообщениях. В то же время, с блогерами иногда можно договориться о бесплатном размещении или рекламе «за бартер», предоставляя продукты или услуги. Да и средний ценник блогера в Нижнем Новгороде от 1 тыс. до 5 тыс. руб. за публикацию, а у федеральных — от 50 тыс. до 2 млн руб.
Сколько средств нужно отложить на рекламу своих товаров или услуг в Нижнем Новгороде? По мнению Ильи Сайкова, для успешной интернет-рекламы компании понадобится от 50 тыс. до 100 тыс. руб. в месяц. Минимальный бюджет — от 20 тыс. – 30 тыс. руб.
В соцсети чаще идет бизнес, которые работает на массовых рынках. Но есть успешные кейсы и в b2b-сферах. Выгоднее всего продвигаться таким образом тем компаниям, которые имеют долгосрочные планы в бизнесе, а покупатели имеют длинный цикл принятия решения и тщательно выбирают продавца.