«Чем больше компания, тем опаснее ею управлять». Бизнес-история Алексея Боброва
«И вот в Сухуми нас догоняет белая «шестерка», тормозят автобус, заходят мужики с автоматами. Мы даже не поняли, что нас грабят! Ограбили они — и говорят друг другу: "Давайте двоих расстреляем"».
Предприниматель и экс-депутат городской думы Нижнего Новгорода Алексей Бобров известен в основном как владелец компании «Бобров и Ко», специализирующейся на создании для торговых сетей салатов и другой готовой продукции. Но сейчас он ведет еще два высокотехнологичных бизнеса. В беседе с NN.DK.RU господин Бобров рассказал, как ему удается много зарабатывать в самых разных нишах и почему он любит создавать новые компании.
«Это было время «большого хапка»: я продавал и менял все, что можно было»
— Первые свои деньги я зарабатывал как курьер, помогая в бизнесе своей тетке. Она, как тогда модно было, занималась спекуляцией, и меня снарядила в качестве курьера возить товар между Вильнюсом и Горьким.
Вдохновленный тем, что увидел и узнал в этих поездках, я начал свой бизнес, «золотой»: приобретал драгметалл в Горьком и отвозил в Вильнюс, а друзья потом перепродавали в Польшу. Но разжиться золотом по низкой цене советский гражданин в то время мог лишь по спецталону. Например, когда женился, на кольца новобрачным. Поэтому мне приходилось идти на различные мелкие авантюры. Как-то ради этих талонов я, помню, с одной девушкой раз пять в ЗАГСе подавал заявление на заключение брака. Мы когда приходили, нас уже тетенька знала, говорила: «Ну чего, вы опять пришли? Вы же прошлый раз были! Так и не расписались?». И мы отвечали, что передумали. А что еще мы могли ответить? Девушке было неловко, говорила: «Приду по-настоящему расписываться, узнают меня, что жениху скажу». Но как-то обошлось, замуж вышла. Я на свадьбе у нее погулял.
Затем несколько лет был челноком: возил товары из Турции, ОАЭ, Индии и Китая в Россию на перепродажу. Сначала был «верблюдом»: ездил, чтобы проще товар было через таможню провозить, помогал закупать, грузить, разгружать, таскать. За это время я и накопил свой первичный капитал. Продавал и менял все, что можно было: шляпы и пальто в Китае меняли на поддельные костюмы «Адидас», из Турции возил жвачку «Турбо», туда — детские куклы и лодочные моторы.
Конечно, не всегда поездки проходили гладко, случались и приключения. Но в юности тебе все по кайфу. Как говорится: «Смелость — сила юности». Как-то в Благовещенске закончили обмен с китайцами, и тут к нам подходит парень, достает нож-раскладушку и говорит: «Делиться надо». Друг мой Степан, КМС по дзюдо, спокойно как-то отреагировал, начал его уговаривать нож убрать. Тот растерялся, помахал немного ножом, потом убрал в карман и ушел, а мы кули начали паковать.
В 1992 г. в Грузии война шла, а мы через нее ездили в Трабзон, в Турцию товар возили.
И вот в Сухуми нас догоняет белая «шестерка», тормозят автобус, заходят мужики интеллигентного вида с автоматами, что-то по-грузински с водителем переговариваются…Мы даже не поняли, что нас грабят. Загнали автобус в лесополосу, отобрали золото и кожаные куртки, плащи, а потом и говорят друг другу: «Наверное, чем-то еще можно у них поживиться. Давайте двоих расстреляем, остальные нам все сами быстро отдадут».
И что делать? Нас только двое молодых парней, остальные женщины и мужики в годах. Только потом сообразил, что мы и есть те кандидаты на расстрел, а тогда думал: «Сейчас вот отберут пиджак и ботинки новые, которые вез. В чем к другу на свадьбу пойду?»
В общем, было интересно. К тому же все эти приключения компенсировал заработок. Мой отец тогда возглавлял психиатрическую клинику, и был главным психиатром Нижнего Новгорода, его зарплата в 1993 г. была $7 в месяц, что составляло $84 за год. А я однажды в Турции закончил торговлю, пришел в номер, разложил деньги, сел и думаю: «Тысяча долларов! Я богат! Жизнь удалась».
Всем этим я промышлял в студенческие времена, но когда окончил институт, то решил заниматься чем-то более спокойным и более прибыльным. Тем более, к тому моменту челноков уже было так много, что бизнес стал менее выгоден.
Те годы называют временем «большого хапка»: ты мог заниматься чем угодно, и это приносило прибыль, так сказать «палку воткни — и оно вырастет». Шло разграбление советского наследства.
В поисках новой «золотой жилы»
В 1995 г. я подыскал себе свободное помещение, и решил в нем заняться производством макарон. Рынок был пустой, дефицит продовольствия. Купил машину для производства макарон, но выяснилось, что для процесса нужно еще много чего: сушилка, транспортеры, а денег на это нет. Машину продал вдвое дороже, чем покупал и открыл аптеку. Стал первым частным предпринимателем, получившим лицензию на аптеку. Потом мы выросли в сеть с семью точками.
Аптеки тогда в Нижнем Новгороде были государственные, с «конскими» наценками. Перед открытием все сделал в лучшем виде: отремонтировал помещение, приобрел товар на 700 руб., сам привез его, разложил по полкам, нанял фармацевтов и стал ждать покупателей с мыслью о том, как сейчас побегут ко мне люди, нуждающиеся в медикаментах, хромые, больные, а я как добрый доктор Айболит им помогу. «Новый русский Айболит» такой, небескорыстный, немного даже жадный.
Но первым моим клиентом оказался наркоман. Такие были времена. Зашел молодой человек к нам и говорит: «Хорошая аптечка у вас… Молодцы, что открыли. Дайте мне, пожалуйста, упаковку димедрола и шприц». Фармацевт не сообразил сначала, говорит: «А зачем вам один шприц? Берите сразу на курс!». Нет, отвечает, мне только один. Потом до нас дошло, кто это был.
В молодости с дочкой
Аптечный бизнес работал, казалось, живи и радуйся, но как говорится, дурная голова ногам покоя не дает. Рядом с аптекой освободилось помещение с хорошим ремонтом, там ребята казино делали, я так и не понял, работало оно подпольно или нет, но хозяин набрал кредитов и частных займов, скрылся, всех кинул. Тогда это тоже была модная тема, многие люди жили одним днем. Я и открыл там круглосуточный магазин. Днем никто не ходил ко мне, но ночью — конкуренции не было. Наверное, потому что место еще злачное, Московский район, край географии. Регулярно приезжали бандиты и спрашивали, кто моя крыша. Но я был молодой и поэтому был немного дураком, шел на улицу с ними, беседовал, сейчас не понимаю, зачем я это делал.
Рождение, триумф и падение «салатной» империи
Просматривая отчеты о продажах и прибылях, а иногда и об убытках, обратил внимание на то, что больше всего прибыли приносят два отдела, алкоголь и готовая еда с салатами. Тогда был в фаворе Андрей Климентьев, друг Бориса Немцова, у него было два отличных магазина — Универсам «Нижегородский» и магазин «Европа» на площади Горького. Ко мне приехала жена Андрея Оксана и уговорила меня открыть у них отделы по продаже своих салатов.
Открытие отделов в этих точках — это был мощный старт. Потом мы начали поставлять салаты в лучшие магазины города, они стали модной продукцией, деликатес. Запустили поставки в Тулу и Ярославль, заняли там 80% местных рынков, больше чем в Нижнем, продавали также в Москву, Питер, Стерлитамак и даже на Чукотку.
Сегодня производство и поставка готовой продукции (салатов и готовых обедов) — мой самый известный, но самый маленький проект: в год оборот составляет всего 120-150 млн руб. Падение было жестким, рынок в одночасье изменился, все крупные сети стали сами делать салаты, плюс закредитованность, плюс кризис, в общем мы попали в «идеальный шторм». Но мы выжили, хотя почти все «салатники» загнулись.
Пандемию мы тоже переживаем не плохо — за восемь месяцев года выросли на 20%. Сейчас сотрудничаем с «Пятерочкой», «Магнитом», «Ашаном», «Яндекс. Лавкой» и многими другими сетями, со SPAR тоже отлично сотрудничали долгое время, но потом они сделали собственное производство.
Вообще, изначально у нас было много конкурентов — 12 компаний. Но со временем «салатники» начали уходить с рынка один за другим. Частично это произошло из-за монополизации торговых сетей и, соответственно, сокращения необходимых этим сетям поставщиков. А частично потому, что, по моими сведениям, салаты многих компаний не соответствовали установленным в сетях и на государственном уровне стандартам качества. Сначала это было неважно, потому что ответственные за выбор поставщика лица брали взятки. А затем, видимо, взятки брать перестали...
На производстве
Нам удалось сделать производство салатов чистым, несмотря на то, что это во многом — это ручной труд, а люди — дом для миллионов бактерий и микроорганизмов. И если жестко не соблюдать санитарные нормы и правила, ты не сделаешь так, чтобы они продукцию не загрязняли. В производстве салатов мы используем консерванты: cорбат калия и бензоат натрия. А в нашей новой линейке готовой еды их нет: продукция просто упаковывается в газомодифицировнную среду с пониженным содержанием кислорода, менее одного процента. Углекислота покрывает продукт углеродной пленкой и «дышать» бактериям нечем. Когда открывается упаковка, пленка под воздействием кислорода разрушается и таким образом продукт хранится без консервантов. Чистота и поточность производства — наш главный секрет и преимущество перед конкурентами.
На данный момент срок годности салатов, которые производит компания «Бобров и Компания» — 30 суток. Некоторые наши конкуренты нашли способ еще увеличить сроки хранения, но продукт в таком случае сильно окисляется и утрачивает свои вкусовые качества.
Конечно, я не планирую останавливаться на достигнутом. И с конца октября мы будем выпускать новый продукт — роллы — и поставлять их в торговые сети. Цены сделаем средние по рынку, срок годности — двое суток. В перспективе увеличим до пяти.
Так же есть планы выпуска суточных рационов здорового питания.
«Охрана — это хобби»
Салаты — не единственный мой бизнес. 20 лет я был соучредителем охранного предприятия. Сначала оно называлось «Аллигатор», а потом — «Группа-А».
Охранный бизнес, естественно, был создан еще во времена, когда я владел продуктовым магазином. Это было мое, можно сказать, хобби. Постепенно стало понятно, что это не рентабельно — охранять исключительно свои объекты. Я расширил штат и мы стали брать под охрану другие объекты. Костяк предприятия составили бывшие бойцы СОБРа, ребята с опытом боевых действий за плечами, а технологии нам предоставили наши московские партнеры из «Аллигатора».
С каждым годом наш профессионализм рос, и апогеем и завершением моей карьеры в охранном деле стало то, что в 2018 г. нам доверили обеспечивать безопасность во время Чемпионата мира по футболу в Нижнем Новгороде. Мы мобилизовали до двух с половиной тысяч человек на игровой день. Конечно первую скрипку играли спецслужбы нашей страны, они проделали огромную и грамотную работу. Но наш вклад тоже есть и хочется верить, что он весомый. Я очень горжусь, что FIFA выбрала нас, и мы участвовали в обеспечении безопасности на достойном уровне.
В 2019 г. я вышел из этого бизнеса, продав свою долю компаньонам, которые готовы вести его дальше самостоятельно. От охранного бизнеса осталась нереализованная идея или мечта открыть небольшой стрелковый клуб. Сам увлекаюсь практической стрельбой, дети мои тоже, очень интересный, динамичный вид спорта.
«Стратегия — вовремя уйти»
Также мне нравится высокотехнологичный, сложный бизнес. В 2015 г. мы с товарищами создали компанию по производству металлоизделий «Орсипро». Сейчас заказов столько, что план производства расписан до конца 2021 г. Потому что мы делаем такие изделия, которые просто не под силу почти никому в России, конкуренты немецкие и европейские. Качество у нас сопоставимо, сервис выше, цена ниже минимум на 20-25%. Порывались несколько раз на экспорт выходить, но санкции начали давить, честной конкуренции нет, да и тут работы много. Нужно подрасти немного.
Два года назад меня позвали в строительную компанию, мне это стало интересно. Там наша фишка — инновационные, эффективные строительные решения. И наши предложения, несмотря на пандемию, пользуются спросом.
На стройке
В общем, моя стратегия — искать компетентных партнеров и создавать новые бизнесы, развивать их до определенного уровня, а затем выходить из них и запускать какой-то другой проект. Наверное, это моя натура — мне надоедает все время работать над одним и те же. Вечно хочется что-то усовершенствовать, исправить и изменить. С точки зрения заработка это тоже полезная история: чем больше бизнес, тем ниже норма прибыли.
И тем опаснее им управлять. Иногда мне кажется, что руководить большим бизнесом — это словно лететь на истребителе. Одно неверное движение, и ты врежешься в землю, в гору, тебя отбросит на много километров. Там нужна очень быстрая реакция. Руководить средним или малым бизнесом намного проще. Ты словно едешь на лошади: можно ошибиться дорогой, напиться, уснуть, но она все равно вывезет тебя к дому.
Конечно, не все и не всегда идет у меня гладко, точнее все и всегда идет негладко. Но у какого бизнесмена не спросите — любой, в любом городе и любой стране мира расскажет вам, как ему плохо, какие большие налоги, как персонал не хочет работать, а покупатель — покупать его продукт. Это нормально. И я тоже сталкиваюсь с такими проблемами. Но не вижу смысла грузить ими других.