«В начале года мы ждали падения на 50% и масштабных сокращений. Пандемия нас спасла»

Как пандемия отразилась на рынке лизинга? Какие продукты стали драйверами роста? Директора лизинговых компаний обсудили изменения, которые произошли в их работе в 2020 г.

На круглом столе, организованном «Деловым кварталом», 22 сентября руководители нижегородских филиалов лизинговых компаний рассказали, что в начале пандемии ожидали серьезного падения продаж, но по итогам восьми месяцев года большинство компаний растет, несмотря на кризис.

«По всем прогнозам, рынок должны были сильно просесть: в пессимистическом сценарии до 50% падения. По факту за 8 месяцев 2019 г. на рынке лизинга Нижегородской области было заключено 3 тыс. 330 сделок на 22 млрд. руб, а за аналогичный период 2020 г. 3 тыс. 290 сделок (падение менее 2%) на сумму 17 млрд.руб. (падение на 25%). При этом в «СберЛизинг» фиксирует прирост в 1,5 раза как по количеству так и по сумме сделок, оформлены договора на сумму более 1,8 млрд. руб.», — отметил директор филиала «Сбербанк Лизинг» Всеволод Евстигнеев.

По его словам, основным драйвером роста компаний стала господдержка.

«По моим подсчетам, 50-60% сделок идут с субсидиями. Среди них отмечу программу Минпромторга субсидирования колесной техники и программу субсидирования Спецтехники. Действуют специальные программы поддержки для предприятий легкой промышленности (до 40-50% можно покрыть субсидиями от суммы покупки). В дополнение к федеральным программам действуют специальные программы правительства Нижегородской области, такие как программа Минсельхоза (10-15% покрыть субсидиями дополнительно)», — сообщил эксперт.

С ним согласился и заместитель директора филиала компании «Балтийский лизинг» в Нижнем Новгороде Сергей Спекторский.

«Нас, как и многие лизинговые компании, очень поддержали профильные программы министерства промышленности и торговли РФ, провайдером которых «Балтийский лизинг» является с 2015 г. Эти госпрограммы по субсидированию лизинга автотранспорта и специальной техники, которые оказывают существенную помощь отечественным производителям. На сегодняшний день компания продолжает принимать заявки в рамках программы льготного лизинга спецтехники. Лизингополучатели, оформляющие договор на спецтехнику российского производства, могут получить скидку в размере до 10% от стоимости имущества и до 15% в удаленных регионах. Также лизингополучатели могут воспользоваться новой программой субсидирования от Минпромторга и получить скидку до 50%, приобретая оборудование», — отметил он.

В целом, министерство обозначило три производственных направления, представители которых могут воспользоваться льготным лизингом. Это машиностроение, легкая промышленность, а также производство социально значимых товаров. Общий объем проекта при этом должен быть больше 50 млн руб. 

Какие же сегменты рынка активнее всего заключали соглашения с лизинговыми компаниями в пандемию?

Все участники встречи отметили, что кризис практически не затронул сельхозпроизводителей и сервисные компании, обслуживающие автопроизводителей.

«В период пандемии отрасль сельского хозяйства являлась драйвером роста за счет субсидии Минсельхоза (программа №1432). Компания «Интерлизинг» продолжила активно заключать договоры с сельхозтоваропроизводителями и отгружать технику. В результате за первое полугодие 2020 г. «Интерлизинг» показал 70% рост объемов продаж. Это стало возможным благодаря тому, что в прошлом году мы проделали большую работу по настройке продуктов и автоматизации бизнес-процессов, усилению контроля за предметами лизинга. Теперь мы видим результат этой работы. Мы для себя определили, что текущее состояние рынка лизинга даёт нам возможность увеличить долю и уверенно закрепиться в ТОП-20 ЛК России. В 2019 г. мы поставили перед собой амбициозную цель на 2020 год — увеличить объемы нового бизнеса на 40% и открыть дополнительно 9 филиалов, на сегодняшний день мы выполняем намеченные цели», — сказал руководитель филиала компании «Интерлизинг» в Нижнем Новгороде Александр Зверев.

«Основными драйверами рынка, в том числе и благодаря государственным программам поддержки, остаются транспортные сегменты. Достаточно быстро восстановится авторынок. Эксперты отмечали падение продаж в эконом-сегменте, но при этом драйвером рынка стали люксовые авто. Также к числу сегментов-лидеров относится сегмент компаний, обслуживающих автопроизводителей, и среди таких предприятий мы видим рост. Поскольку у компаний сохраняются потребности в обновлении автопарков, а лизинг — один из немногих финансовых инструментов, благодаря которому автотранспортное предприятие имеет возможность в кратчайшие сроки обновить и расширить собственный парк авто», — добавил Сергей Спекторский.

В кризис, по данным компании, также стали активнее физические лица, в частности, благодаря недавно разработанной минпромторгом программе «Доступная аренда», цель которой — поддержка российского авторынка.

«В рамках проекта клиенты компании могут получить скидку до 25% на один автомобиль. Объектом сделки может стать легковой и коммерческий транспорт, произведенный в РФ - как российские бренды, так и иностранные. При этом, автомобиль предоставляется во временное пользование с уже включенным набором услуг: регистрацией, страхованием, техническим обслуживанием и установленным телематическим оборудованием российского производства. Эта программа поможет сделать лизинг привлекательнее не только для юридических, но и для физических лиц, а также предпринимателей, которые не возмещают НДС. Отрасль ожидает, что новая госпрограмма станет первым значительным шагом на пути развития лизинга для физлиц», — пояснил замдиректора филиала компании «Балтийский лизинг».

Новую нишу освоила в кризис «Национальная Лизинговая компания».

«Еще до пандемии «Национальная Лизинговая Компания» сменила вектор развития и перешла на обслуживание малого и микро-бизнеса. Во время сложной эпидемиологической обстановки мы увеличили количество оказываемых услуг этому сегменту рынка, но немного отошли от автотранспорта, сосредоточились на более необходимом нашему клиенту — финансировании оборудования. Как показала практика, малый бизнес был практически лишен поддержки, в том числе и банковской. Поэтому не был готов вкладывать большие деньги в развитие, однако мог позволить себе брать средства производства в лизинг. Сейчас мы ощущаем хорошую динамику с июля на мелкие чеки и мелкие предметы лизинга. В зависимости от сегмента оборудования размер аванса у нас составляет 10-50%», — рассказал региональный директор «Национальная Лизинговая компания» Евгений Ваньков.

Но перемены произошли не только у клиентов — сами лизинговые компании меняются, чтобы оставаться конкурентоспособными в новых условиях.

«Кризис и пандемия стали для нашего отделения уникальной возможностью саморазвития.  Прочли множество книг и прошли обучающие семинары, и совершенствуем свои навыки удаленного взаимодействия с клиентом. Как результат — 80% наших сотрудников эффективны, даже несмотря на необходимость работать в самоизоляции и т. п. Это очень здорово», — считает Всеволод Евстигнеев.

Руководства компаний признали, что пандемия дисциплинировала как и их самих, так и работников, став огромной проверкой на лояльность и стрессоустойчивость.

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.