Как добиться успеха в семейном бизнесе и пережить кризисные времена
Сложности заключались в том, что мы вышли на рынок, где уже были поставщики оборудования для уборки. Поэтому нам пришлось выходить на рынок с очень низкой маржой.
Руководители нижегородской клининговой компании Bonex Group Александр Саратовцев и Ольга Лобанова рассказали в интервью DK.RU, как правильно выстроить отношения в семейном бизнесе и укрепиться на конкурентном рынке.
Расскажите о том, как вы решили открыть свой бизнес? Сколько лет вы на рынке?
Ольга: В прошлом году компания Bonex Group отметила свое 15-летие. Свою фирму мы открывали в 2004 г., причем изначально специфика нашей деятельности была несколько иной. На тот момент мы работали в Москве, но решили открыть свой бизнес и вернулись в Нижний Новгород, где продали доставшуюся мне в наследство от бабушки квартиру и вложили все вырученные деньги в направление розничной торговли — мы поставляли в магазины косметическую, гигиеническую продукцию. За год мы «проели» все деньги, накопили много долгов от магазинов, которые стали расплачиваться с нами поломанными кассовыми аппаратами, вазами или просто не платили. И думали уже закрывать бизнес, но моему мужу в голову пришла интересная идея — продажа грязезащитных ковров. Наша первая поставка этой продукции была в торговый центр «Шоколад», который в те годы был одним из немногих ТЦ в городе. В дальнейшем мы занялись уже уборочным оборудованием, и за год вышли на приличные обороты. Первое оборудование продали на «Лукойл».
Александр: В 2006 г. наши дела пошли активно, появилась первая прибыль. Изначально мы, занимаясь исключительно продажами, работали со многими местными клининговыми компаниями. Наши клиенты часто просили посоветовать хорошую клининговую компанию. Мы давали контакты, но несколько раз произошли косяки — рекомендуемые нами организации не справлялись с поставленной задачей. Тогда к нам и пришла идея работать и в этом направлении. Нашим первым клиентом стал еще только открывающийся торговый центр «Золотая миля», где мы выполнили уборку после строительных работ. Первым клиентом, которого мы взяли на постоянное обслуживание, стал автосалон «Мерседес». Несколько лет назад мы вышли за пределы Нижнего Новгорода, теперь работаем в городах различных регионов: в Краснодаре, Ярославле, Волгограде, Самаре, Саратове, Брянске и пр.
Ольга: В те времена я, чтобы повысить квалификацию, ездила учиться в Москву, в Британский институт уборочных наук. Там я узнала, как правильно убираться, какое оборудование для этого нужно использовать и как на нем работать. Начинали как компания, которая сотрудничает только с корпоративными клиентам, и до сих пор со многими работаем. Ими занимается как раз Bonex Group, а направление по работе с частными клиентами мы открыли всего четыре года назад (этим занимается компания BGClean). Сейчас у нас в штате несколько сотен человек.
Какие проблемы возникали на вашем пути, как Bonex Group пережила кризисные годы?
Ольга: Сложности заключались в том, что мы вышли на рынок, где уже были поставщики оборудования для уборки. Поэтому нам пришлось выходить на рынок с очень низкой маржой. Вплоть до того, что для получения дистрибьюторства одного из поставщиков, мы практически год продавали его продукцию по закупочной цене. Кризисные годы, например, 2008, также были очень сложными для нас. Страшно было отправлять деньги поставщикам, банки закрывались. Мы принимали меры безопасности, и, уже имея опыт, мы и сегодня проверяем каждого контрагента, с которым работаем, не идем на рискованные сделки. Пусть лучше у нас немного снизится выручка, но мы будем работать с надежными партнерами, которые нас не подставят.
Александр Саратовцев и Ольга Лобанова
Александр: Клининговый бизнес — достаточно сложный, даже не в кризисные годы. Первое время мы работали практически в тепличных условиях, однако вскоре на рынок пришли москвичи. Они начали демпинговать, цены на услуги клининга снижали на 20-30%. Всех своих сотрудников они перевели на черные зарплаты, налоги не платили. И просто обрушили нижегородский рынок с хорошей, чистой маржой. Тогда нам пришлось выживать. С учетом подобных реалий, у нас никогда не было раздутых штатов, мы всегда экономим, а деньги вкладываем в оборудование и развитие своей компании. Поэтому нам не пришлось сокращать штат или переезжать в более скромный офис даже во время пандемии.
А что насчет кризиса 2020 года, как переживаете пандемию коронавируса?
Ольга: В пандемию у нас все же выросли затраты, потому что заказчики потребовали соблюдения всех необходимых мер безопасности — всех наших сотрудников обеспечить средствами индивидуальной защиты. В то же время, это компенсируется некоторым ростом выручки, так как мы поставляем дезинфекторы и делаем дополнительные санитарные обработки помещений. По частному сектору возникла достаточно интересная ситуация. Весной, когда обычно пик спроса на уборку квартир и коттеджей, спрос упал. Все сидели дома, боялись контактировать с кем-то и убирались сами. Однако сейчас спрос снова вырос, как только был снят ряд ограничений режима повышенной готовности в Нижегородской области.
Александр: Получился, по сути дела, отложенный спрос. То, что должно было быть весной, сместилось на вторую половину лета.
Как известно, ваш бизнес — семейный. Плюсы, минусы подобного формата работы? Как распределяете обязанности?
Ольга: Наши семейные отношения развивались вместе с бизнесом. После запуска компании мы делали все вместе, но по мере роста компании у каждого возникает своя специализация. Я изначально начала заниматься финансовыми вопросами, Александр — продажами. Несколько лет назад нам пришлось столкнуться с проблемой, что в организации должен кто-то быть главным. Я, как женщина, уступила пальму первенства мужчине — он стратег, принимает менее эмоциональные решения. Я, безусловно, помогаю ему посмотреть на ситуацию с разных сторон, но окончательное решение все равно принимает он. Как говорят знакомые — у нас получился хороший бизнес-тандем. Я — тактик, хорошо ориентируюсь в текущих организационных моментах в компании. А развитием, принятием стратегических решений занимается мой муж. Безусловно, мы периодически отдыхаем друг от друга, общаясь с друзьями. Мы даем друг другу достаточную свободу, поэтому все остальное (работа, семья) развивается у нас гармонично.
Александр: В нашей компании вообще достаточно демократичный стиль работы, многие вопросы принимаются совместно с топ-менеджерами, иной раз даже с рядовыми сотрудниками. Но на любом корабле должен быть только один капитан, иначе судно сядет на мель. При этом мы практически перестали разговаривать дома о работе. Раньше, конечно, совещания начинались утром, а заканчивались перед сном. Но теперь дом — это место, где можно отдохнуть, а работа — это работа. С годами приходит мудрость, что не все проблемы требуют срочного обсуждения. Но я, безусловно, всегда рад видеть свою жену, мы даже сидим друг напротив друга в одном кабинете.
Как вы планируете развивать свой бизнес в дальнейшем? Может, у вас появятся какие-то новые услуги?
Александр: В обозримом будущем открывать новые направления в компании мы не планируем, ведь на сегодняшний день у нас их уже порядка десяти. Это услуги клининга, благоустройства, восстановление бетонных полов (в крупных торговых центрах и производственных предприятиях в европейской части РФ), гидропосев газонов. Помимо услуг у нас сильное направление продаж товаров напрямую и через собственную дилерскую сеть. Мы импортируем оборудование и грязезащитные ковры из Европы и Турции.
Ольга: Также мы активно инвестируем в производственное подразделение. Сейчас мы изготавливаем грязезащитные ковры, туалетную бумагу, ковромоечное оборудование, осушительное и гидросеятельное оборудование.
Александр: Наша задача на ближайшее будущее — продолжать улучшать то, что уже есть. Так, например, мы недавно арендовали отдельную площадь для современного производства. Сейчас мы хотим снижать себестоимость продукции, улучшать ее качество. Занимаемся, по сути, импортозамещением. Ценник у наших зарубежных партнеров становится слишком высок, и потребителю необходимы более приемлемые по стоимости, но не менее качественные российские аналоги.
Ольга: И конечно планируем развивать направление обслуживания частных клиентов — компанию BGClean, чтобы предлагать нижегородцам действительно достойный сервис уборки и стирки ковров.