«Компании готовы продаться по цене остатков. Это шанс для тех, кто настроен решительно»

«Я часто сталкиваюсь с такими формулировками как "вторая волна". Какая вторая волна? У нас еще первая идет. И точную дату окончания пандемии вряд ли кто-то определит».

Управляющий ГК «Институт тренинга — АРБ Про», эксперт по стратегическому управлению Сергей Макшанов рассказал о том, у каких отраслей больше шансов на выживание в этот кризис, и что предпринять, чтобы выйти из него победителем.

— Ситуация в экономике, подобная нынешней, была сто лет назад после завершения первой мировой войны, когда была испанка. Это была пандемия, несопоставимая с тем, что есть сейчас, но сегодня ситуация тоже впечатляющая.

Где находятся источники роста и развития бизнеса в России? Короткий ответ — в головах первых лиц и их соратников. Если там есть планы, инициативы и проекты, то мы в любом случае увидим не зависящий от отраслевой специфики рост. Все в руках управленческой команды и созданной системы управления вне зависимости от того, в какую отрасль занесло.

В 2021 г. экономика не вернется на уровень 2019-го

Крупнейшие мировые экономики — Евросоюз и США — фиксируют снижение ВВП на 7,5%. У развивающихся стран падение меньше — около 2,5%. Тяжелее всего государствам, экономика которых сильно зависит от мировой торговли, туризма, экспорта сырья и внешнего финансирования. И всего три экономики покажут небольшой рост, существенно ниже, чем это было в 2019 г.: Индонезия, Китай и Индия.

Понятно, что после такого падения будет отскок, но также очевидно, что за 2021 г. мировая экономика не вернется на уровень 2019 г. В 2021 г. ожидается восстановление экономики (по  ряду прогнозов — быстрое), мировой ВВП повысится на 4,2% (прогноз Worldbank повышен с 2,6%).

Я часто сталкиваюсь с такими формулировками как «вторая волна». Какая вторая волна? У нас еще первая идет. И точную дату окончания пандемии вряд ли кто-то определит. Есть данные, что вакцинация будет доступна только летом 2021 г. И есть государства, которые официально уже заявили о закрытии своих границ до 1 января 2022 г. Кроме того, большая неопределенность касается торговых войн и возможных новых санкций.

Наиболее благоприятные экономические предпосылки для восстановления после COVID у Индонезии, Китая, Мексики и Австралии. У этих стран небольшой госдолг (позволяет занять средства для смягчения экономического спада), низкий уровень безработицы (даст провести эффективную переподготовку и перераспределение работников), невысокие налоговые сборы (позволит увеличить налогообложение для покрытия бюджетного дефицита) и слабая зависимость от международной торговли (поможет менее болезненно принять ее дальнейший спад и справиться с нарушением логистики).

Затянется же кризис для Бразилии, Венгрии, Греции, Италии, Латвии, Польши, Словакии и Южной Африки.

А что в России?

Экономика России упадет в пределах 10%. Демография бизнеса вернулась к докризисному уровню: в июне на одну открытую компанию приходилось две ликвидированных. Ситуация очень разнородна в региональном и в отраслевом разрезах.

В марте-мае 2020 г. совокупная прибыль российского бизнеса (без учета малого бизнеса) сократилась на 67% (это исторический минимум за 16 лет). В нынешней ситуации есть хорошая возможность инвестировать.

Экспорт тоже показывает снижение на 22%. Хотя основная часть снижения — энергоносители, которые могут «шатнуться» в любую сторону. В то же время в сфере АПК экспорт растет. Возможен захват новых рынков на фоне ограничений и остановки поставок из более пострадавших стран.

У людей и бизнеса все меньше денег. Возможное падение доходов населения в России по итогам 2020 г. составит от 13,4 до 25,5% в зависимости от скорости восстановления экономики и возможного обострения эпидемии.

Три четверти первоначального падения потребительских расходов в России в апреле-июле связаны с общими ограничениями (социальной дистанцией, самоизоляцией) и с временными проблемами в производственных и логистических цепочках. Одна четвертая — влияние отраслевых ограничений на спрос домохозяйств.

На бизнес также окажут влияние принятые государством паллиативные меры: рассрочки, переносы налоговых выплат и т.д. Мы все понимаем, что эти деньги надо где-то брать. Взять их столько же, сколько было до снижения спроса в частном секторе, не получится.

Как реагируют разные рынки и отрасли?

У производителей продуктов питания и товаров массового спроса, фармацевтических компаний и аптек, маркетплейсов и интернет-магазинов, производителей удобрений и кормов, продуктового ритейла, операторов сотовой связи, производителей и дистрибуторов контента, ИТ и сервисов доставки дела обстоят великолепно; спрос или рос, или не снижался существенно.

Существенное снижение выручки отмечено в бьюти-индустрии, частной медицине, общепите, трансграничной логистике, отрасли гостеприимства, пассажирских перевозках, DIY (товары для строительства, ремонта, дачи, домашний декор), автопроме, авторитейле  и коворкингах (в Санкт-Петербурге и Москве), строительстве. В этих отраслях, однако, есть шансы на быстрое восстановление.

Непросто будет развиться компаниям из отраслей ювелирного производства и ритейла, MICE (деловой туризм и корпоративные мероприятия), мебельного производства и ритейла, непродовольственной розницы (книги, подарки, одежда и обувь), жилой недвижимости, авторитейла в регионах, промышленного оборудования. Здесь нужна смена стратегии и бизнес-моделей.

Как будет выглядеть разворот экономики?

Завершение ограничений из-за пандемии как основного неконтролируемого фактора экономического спада будет проходить асинхронно в разных странах, макрорегионах и агломерациях. Оно зависит от диверсифицированности и объема инвестиций в период перед спадом и в его ходе. Быстро будут восстановлены Южный федеральный округ, Поволжье, Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Более проблемным будет восстановление Западной и Восточной Сибири.

Заметная часть компаний, где было отмечено существенное снижение выручки, выйдут из игры. Мы знаем, что в большинстве регионов нашего присутствия компаний, готовых продаться по цене остатков на складе, много. В этом есть шансы для тех, кто настроен решительно: такие компании могут претендовать и на подешевевшие активы, и на этот освободившийся спрос, и на этот персонал.

Резюме

  • Последствия пандемии перетекают в последствия глобальной рецессии, что негативно отразится на российской экономике. Традиционные драйверы роста выключены, сопоставимых новых не ожидается в 2020-2021 гг. Но этот спад неравномерный: есть устойчивые растущие и диверсифицированные экономики и регионы. При этом везде ожидается снижение стоимости активов, особенно это касается традиционных рынков.

 

  • Банковское финансирование доступно не для многих, и мы также считаем, что компаниям нужно внимательно финансировать рост за счет других ресурсов, чтобы не увеличивать риски. Потому что банковская система будет находиться под давлением.

 

  • На данном отрезке времени существенна роль государства. Финансирование большинства бюджетных отраслей усилено и будет усилено дополнительно. Для многих компаний есть смысл внимательно посмотреть на госзакупки и усилить свою тендерную группу в коммерческом департаменте.

 

  • Потребительский индустриальный сектор находится в зоне относительного благополучия, особенно у компаний-экспортеров.

 

  • Доходы населения продолжают снижаться. Стоит обратить внимание на разработку хорошего «премиального» низкого сегмента. То есть нужны товары и услуги, которые хороши, имеют отличия, но доступны для тех целевых аудиторий, в которые компания целится как на рынке домохозяйств, так и в B2B.

 

  • Снижение стоимости активов — золотое время для тех, у кого есть резервы. Это возможность получить дополнительные рынки, доступ к технологиям и снизить уровень конкуренции за счет приемлемой консолидации.

Что нужно сделать в ближайшие четыре-шесть месяцев?

1. Во всех структурных единицах формируем штат с предпринимательской установкой (особого внимания заслуживает культивирование рабочих мест «продакт-менеджеров», менеджеров по развитию), наращиваем торговые силы и экспертизу в маркетинге.

2. «Догоняем» интернет-инфраструктуру, подкрепляя штатом диджитал-специалистов (коммерческая, маркетинговая и логистическая часть). Расширяем онлайн-полку.

3. Усиливаем узнаваемость и репутацию бренда среди целевой аудитории, преимущественно, за счет таргетированной онлайн-коммуникации.

4. Больше прямого контакта с клиентом в продвижении, продажах, обратной связи.

5. Создаем предложение (стартуем разработки продуктов) в области высокочастотных потребностей — продукт, который покупается регулярно большим числом клиентов, в том числе на условиях абонемента и автоплатежа.

6. Диверсифицируем предложение по клиентским секторам (B2B-B2C) и видам продукта и сопутствующих услуг; отраслям; масштабу клиентов (крупные – малые); территориальным рынкам (регионы РФ, ближнее, дальнее зарубежье).

7. Резервируем, даже понемногу, как только возникает свободный денежный поток.

Колонка подготовлена на основе выступления Сергея Макшанова на форуме «Будущее региона», организованном «Деловым кварталом».

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.