«В свой первый кризис я просто не знал, что делать. В итоге — закрыл бизнес». МНЕНИЕ

«Коллеги предложили купить франшизу, чтобы сохранить команду. Я долго обдумывал это, но так и не решился. Думаю, второй раз испытать поражение мне было бы еще тяжелее».

«Я был студентом 4-го курса, и мне хотелось поскорее уже начать что-то делать, стать бизнесменом. Получилось. Но через полтора года начался кризис, и пришлось закрыться. Честно говоря, решение далось очень трудно», — отмечает руководитель комитета по государственному заказу и цифровой экономике Нижегородского регионального отделения «Опоры России», член совета НРО «Опора России» и советник директора «Управляющей компании НОЦ» по экономическим вопросам Никита Суходоев.

В колонке для NN.DK.RU он рассказал о своем первом предпринимательском кризисе и первом провале.

— К кризису 2014-2015 гг. у меня был свой небольшой бизнес в общепите — два заведения европейской и японской кухни с доставкой. В первую очередь, на нас повлияли санкции, в том числе, и продовольственные. Закупочные цены на 90% необходимых для азиатской кухни продуктов выросли, как минимум, в два раза. Некоторые позиции подорожали в три-четыре раза. Но самым страшным оказалась даже не стоимость товаров, а их количество. Найти продукты на рынке было очень сложно.

Я много ездил по другим городам, пытаясь найти поставщиков, но безуспешно. Я просто не знал, что делать, где можно найти необходимых людей. В итоге — нам просто не привозили продукты по неделе, по две недели. Все это время львиная доля меню была «на стопе». Соответственно, упала и выручка.

Мы не знали, как выйти из этой ситуации.

Добавлю, что на тот момент мы работали около полутора лет, с 2013-го. Тогда на рынке уже были и более крупные игроки, и много мелких кафе, но нам достаточно быстро удалось найти свою аудиторию. Нашей «фишкой» стала ночная доставка — до 3-4 часов утра. Благодаря этому мы вышли на прибыль через 3-4 месяца при небольших вложениях: оборудование купили с рук, многие элементы сделали сами. Интересно, что вторую точку мы открыли незадолго до кризиса.

Конечно, я решил сохранить бизнес и команду. Надеялся переждать, думал, что все будет хорошо. На этом «режиме ожидания» мы протянули еще несколько месяцев в начале нового 2015-го. Но, в конечном итоге, дело пришлось закрыть.

Резкие изменения курса валют стали последней каплей в море проблем моего бизнеса. Если зимой, в сезон доставки, мы еще хоть как-то работали, то в марте все показатели прямо указывали на печальное положение дел. Да и, если честно, у меня самого пропало желание заниматься общепитом. 

«Пытались продать и бизнес-модель, и просто оборудование»

Принимать решение было очень тяжело. Это было мое первое дело, я, недавний выпускник, не имел опыта в других отраслях. Первые два месяца после закрытия искал себя, даже всерьез задумывался о том, чтобы пойти в найм.

В то же время мы пытались продать то, что осталось. Сначала — как бизнес-модель с наработанной базой и фирменным стилем. Однако на рынке было уже слишком много подобных предложений. И даже попытка сбыть с рук оборудование и мебель была безуспешна. В итоге, несколько лет оно просто стояло на складе.

Отмечу, что нам тогда помогали и коллеги. Так, «Самурай» предложил нам свою франшизу, чтобы сохранить команду и бизнес. Я долго обдумывал это предложение, но так на него и не решился. Видимо, сказалось мое душевное состояние на тот момент.

Открывать еще один бизнес в общепите тоже не хотелось. Зачем влезать в проект, который через некоторое время снова бы закрылся? Думаю, что во второй раз мне было бы еще тяжелее это испытать.

Сейчас я понимаю, что ресторанный бизнес в регионах неоднороден. Например, в Нижнем Новгороде люди реже ходят по заведениям, чем, в Казани, где принято обедать в кафе. К тому же, я думаю, что это, в первую очередь, должно стать делом для души.

«Я бы посоветовал себе всегда видеть возможность»

Сейчас я работаю в государственных закупках. Это довольно стабильный рынок, который не пострадал и в нынешнем кризисе. Помню, что первую закупку мне удалось выиграть чуть меньше, чем за месяц. В настоящее время внутри компании налажена  работа по нескольким основным направлениям.

Сейчас, когда я вспоминаю работу в ресторанном бизнесе, то понимаю, что решение затаиться, пока вокруг меняется вся жизнь, было ошибкой. Во-первых, не нужно ждать, что бизнес восстановится и прилетит птица счастья.

Во-вторых, сейчас я бы себе посоветовал не раскисать, а еще больше уйти в работу, чтобы постараться найти возможность пройти трудные периоды без потерь.

И если ничего не вышло, то, наконец, стоит признать свои ошибки и принять то, что бизнес-модель себя исчерпала. А чем быстрее это произойдет, тем лучше.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.