Найти персонал за 15 минут и закрутить роман с покупателем. Цифровые тренды в ритейле

«Широкое применение новых технологий приведет к изменению привычек покупателей. Следующее поколение вырастет в среде, где поддержка AI — норма».

Внедрение новых технологий на рынке ритейла создаст новые бизнес-ниши, уверяют эксперты агентства Data Insight. В ближайшие годы, по их мнению, покупатели начнут все чаще полагаться на рекомендации персональных устройств и роботизированных помощников.

Большие сети уже несколько лет успешно используют подобные решения для работы с покупателем и выстраивания внутренних процессов. NN.DK.RU подобрал несколько технологических трендов, которые в ближайшее время могут стать популярными и в небольших компаниях.

Данные и искусственный интеллект

Контроль работы склада, персональные предложения для покупателя в торговом зале, оптимизация процесса логистики и управление персоналом — для этого торговые сети используют методы продвинутой аналитики и BigData.

Например, в интернет-магазине H&M, для пользователей доступна персонализированная лента изображений. В ней остаются товары, которые нравятся покупателю. В приложении доступен поиск по фото, а в онлайн-точках — по QR-коду. При этом сейчас около 14% выручки по всему миру компании приносит именно интернет-магазин и приложение.

«Магнит» ранее сообщил о том, что благодаря нейросети точность прогноза покупательской активности выросла на 3-5%. Решение позволяет анализировать спрос в отдельных торговых точках, обеспечить своевременное пополнение полок и минимизировать списание продуктов.

X5 Retail Group запустила в мобильном приложении сети «Пятёрочка» проект «Обратная связь». Пользователи могут приобретать товары с помощью карты лояльности и выставлять им оценку. Таким образом, у каждой позиции в магазине появляется свой рейтинг. Информацию передают поставщикам.

Кроме того, ранее «Пятёрочка» внедрила интеллектуальную систему Skillaz. Решение позволяет подобрать и согласовать кандидата за 15 минут: повышает скорость и контролируемость найма, позволяет не потерять кандидата, обеспечив быструю коммуникацию.

Среди новых проектов в X5 Retail Group отметили систему безопасности на транспорте. В режиме реального времени «Антисон» наблюдает за состоянием водителя, предупреждает о возможных аварийных ситуациях и повышает уровень безопасности вождения на грузовых автомобилях.

Виртуальная и дополненная реальность

В 2017 г. Walmart применила VR-гарнитуры для обучения персонала. Это привело к огромной популярности технологий виртуальной реальности (VR) в ритейле. Через год компания приобрела 17 тыс. подобных устройств, чтобы сотрудники могли обучаться на рабочем месте. Уже после одного тура, результаты контрольных текстов улучшились на 15%. На 10-15% снизилась текучка линейного персонала.

В России подобные решения применяют «Лента», «Комус» и X5 Retail Group.

«Подобные технологии особенно перспективны и широко используются в целях корпоративного обучения. Виртуальная реальность может перенести пользователя в абсолютно любую искусственно смоделированную ситуацию и даёт ему возможность прочувствовать происходящее так, словно это происходит в реальной жизни. VR позволяет проводить практические занятия с оборудованием магазина, которое еще не было доставлено физически», — отметил президент компании, разрабатывающей VR/AR-решений для крупных компаний Modum lab Дмитрий Кириллов.

Кроме того, решения в области виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) используются в маркетинге и продажах, а также в коммуникационных целях, внутреннем и внешнем взаимодействии. Интересно, что в рекламных целях, чаще всего, используется именно AR-формат, так как он всё ещё остаётся более доступным для B2C-рынка и не требует от конечного потребителя наличия дополнительного оборудования — VR-очков. Например, AR-приложение сети «Пятёрочка» «Большие гастроли. Тролли» скачали более 2 млн раз.

Сети магазинов одежды внедряют возможность «примерки» еще с 2014 г. Timberland предложила покупателям торговых точек попробовать инструменты дополненной реальности. Посетители могут подойти к установленным у входа в магазин большим экранам и примерить одежду и обувь из каталога сети с помощью аватара.

Кроме того, в 2019 г. H&M Group протестировала в Швеции приложение Perfect Fit. Пользователям нужно сделать селфи на своем смартфоне, выбрав такие атрибуты, как прическа, цвета и очки. Созданный аватар может примерять одежду и обувь в приложении.

Умное оборудование

В магазинах крупных ритейлеров уже есть кассы самообслуживания. Так в X5 Retail Group ранее внедрили 2 тыс. 400 касс, которые производят на российских предприятиях. Продолжительность покупки в такой кассе составляет всего 44 секунды. Благодаря сокращению срока обслуживания, трафик в пилотных магазинах вырос на 7%. До конца года компания планирует установить еще 10 тыс. таких устройств.

Недавно «Магнит» протестировал автоматизированную систему управления освещением в одном из логистических комплексов. Оказалось, что потребление электричества в аллеях подбора и хранения товаров снизилось на 41%.

По мнению компании, запуск решения во всей сети позволит сэкономить около 3 млн 120 тыс. кВт*ч в год, которых хватит на то, чтобы обеспечивать электричеством один распределительный центр на целый год.

В то же время, эксперты агентства Data Insight отмечают, что основной сферой применения интернета вещей (IoT) — это торговые залы физических магазинов, а также логистика и хранение товаров. Подобные решения могут заметно снизить издержки компании. Однако применение IoT требует вложений в инфраструктуру, поэтому широкое применение технологии отодвигается на 5–7 лет.

Будущее ритейла

Крупные компании сами привлекают стартапы для применения технологических инструментов в работе. Например, в X5 Retail Group за три года бизнес-эксперты оценили 2 тыс. решений и более 150 из них уже были испытаны или испытываются сейчас. В то же время бизнес пользуется и услугами IT-компаний.

«Не секрет, что в последнее время основным трендом для сетей является переход в онлайн-режим работы. Это связано с серьезными ограничениями в офлайне из-за пандемии.

В первую очередь растут потребности в облачных сервисах, в средствах удалённых коммуникаций, кибербезопасности. Растёт спрос на современные технологии с использованием ИИ для оптимизации онлайн-процессов. Мы встречаем много запросов на прогнозирование пользовательского поведения на сайтах, прогнозирование спроса. Подобные решения помогают значительно увеличить средний чек и оптимизировать back-процессы связанные с логистикой», — рассказал директор цифровой лаборатории Softline Digital Андрей Ботнев.

Каким будет ритейл через несколько лет? По данным исследования Data Insight, в ближайшие годы, технологическим приоритетом станет искусственный интеллект (Al). Этак технология будет применяться массово, вне зависимости от размера компании. Однако по поводу дополненной/виртуальной реальности (AR/VR), блокчейна и интернета вещей (IoT) эксперты, опрошенные агентством, высказались более осторожно, посоветовав бизнесу оценить отдачу от использования инструментов.

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.