«Я работаю на полставки. Прошу орать на меня вполголоса». Как общаться с подчиненными?

«На что руководителю обратить внимание, чтобы устранить тотальный контроль, завоевать доверие команды и сделать подчиненных эффективнее?».

Одним из вызовов коронакризиса стала необходимость выстраивать взаимоотношения с командой. Если в прошлые подобные периоды работодатели просто сокращали персонал, то в 2020-м многие поняли, что нужно, наоборот, сохранить людей — свой главный ресурс.

Что можно и нужно поменять в общении с подчиненными, чтобы повысить результативность их работы? Дать свободу действий и научить самоорганизации, считает основатель бизнес-школы для руководителей и HR SkillsTime Марина Балобанова.

— Если раньше сотрудники находились в офисе с руководителем, то сейчас команда либо смешанная, либо удаленная. Перед руководителем стоит задача сохранить эффективность и командное взаимодействие, вовлеченность.

Однако как узнать, что мотивирует людей работать?

Самое простое — спросить у самих сотрудников. Проведите анонимный опрос. Вы увидите там помимо заработной платы на первых строках — доверие руководителя, свободу действий (отсутствие микроменеджмента), возможность развития, достижение результатов. Сотрудникам все эти факторы дают ощущение стабильности.

Во всех перечисленных мотиваторах ключевую роль играет руководитель.

Партнерство. Умение работать «с» подчиненным, а не «над»

Многие сотрудники, которые перешли на удаленку, рассказывают, что наступил счастливый период, когда наконец их жесткий руководитель не может дотянуться до них.

Начальник, который привык управлять авторитарно, — как лев в лесу, или акула в море —  может доминировать только в своей среде обитания — в офисе. Офиса нет — воздействие потеряно.

Сотрудники потерпят грозу под названием «босс», а потом снова окажутся на своей территории — дома. И работу после такого «воздействия» сотрудник делает с неохотой.

Каждый сотрудник — важный человек, партнер, который влияет на результат компании. И играет он в одной команде «с» руководителем, а не «под» руководителем.

Но как правильно объяснить подчиненным их роли? Иногда я ставлю подчиненных на место управленца такой историей: «Представьте, что у вас своя компания и вы нанимаете троих менеджеров для привлечения клиентов. Каждому платите, условно, по 10 тыс. руб. в месяц. Два менеджера вам приносят результат по 20 тыс. руб., а один — 8 тыс. руб. Вы его уже и обучили, и договорились о его действиях, а он не полностью выполняет свои обещания, постоянно уводит вас в минус. А теперь ответьте на вопросы: Что вы будете делать с таким менеджером? Как он может повлиять на эффективность всей команды? А на эффективность бизнеса?».

Когда сотрудники, пусть даже виртуально, оказываются в роли собственника, в их голове появляется осознание своей роли в компании. Команда — это тень своего руководителя. Направляйте, развивайте, поддерживайте. Вы работаете на одни цели и у вас должны быть единые ценности — ценности компании.

Очень важно научить подчиненных принимать ответственность. Это поможет бизнесу работать эффективно вне зависимости от формата работы сотрудников. Но не забудьте, что ответственность за развитие профессионализма — своего и сотрудников — в первую очередь лежит на руководителе.

Изучите ситуационное руководство, чтобы уметь каждую минуту менять стиль управления и меры воздействия для каждого — в зависимости от уровня его подготовки и мотивации.

SMART для каждого сотрудника — разный. Если опытному сотруднику ставить задачу административно — она непременно вызовет протест. Попробуйте во время постановки задачи задавать вопросы: «Как ты это будешь делать? Что будешь делать? Сколько? Какие ресурсы используешь? Кто может помочь тебе, если возникнут сложности?»

Договорились о ресурсах, сроках, конкретных действиях? Теперь можно контролировать, прививая ответственность сотруднику: «Ты же сам себе поставил такие задачи, мы договорились о конкретных действиях».

Не забывайте и о эмоциональном интеллекте. Руководители часто говорят, что им достаточно пройти по кабинетам, чтобы понять настроение команды.

В условиях гибкого графика или удаленной работы руководителю важно научиться ловить эмоции на расстоянии. Теперь вы еще и психолог.

Люди будут ценить компанию, если руководитель сумеет поддержать позитив даже в трудные времена: «я поняла, что люди забудут, что вы им говорили, что вы им сделали, но никогда не забудут того, какие чувства вы у них вызвали», —  говорила Майя Энджелоу.

Обратите особое внимание на нематериальную мотивацию, неформальные встречи. Узнайте максимум о каждом сотруднике и почаще формируйте у команды положительные эмоции.

Доверяйте и поддерживайте

Некоторые руководители понимают делегирование именно так: «отдать задачу и проконтролировать выполнение». Конечно, становится страшно, ведь не всегда сотрудник умеет делать то, что вы собираетесь ему поручить…

Делегируйте правильно: «расскажи — покажи — попробуйте вместе — сотрудник делает сам». Развивайте людей, помогайте им найти ресурсы для работы… и доверяйте. Корректируйте, помогайте, но дайте возможность развиваться.

Вспомните, когда вы сами учились новому функционалу, вам ведь так хотелось, чтобы руководитель доверял и поддерживал, правда? Подчиненных это очень мотивирует, они гораздо быстрее учатся в таком формате, нежели в формате жесткого контроля. Поначалу ошибок будет больше, да и времени больше на выполнение задачи, но в награду вы получите опытных самостоятельных сотрудников, которые смогут автономно принимать решения, что крайне важно для распределенной команды. Делегируйте — и будет повод для доверия. А доверие руководителя и возможность развиваться — важнейшие мотиваторы для сотрудника.

Чтобы уйти от постоянного контроля, вспомните матрицу Эйзенхауэра. В приоритете — планирование. Важные и не срочные дела. Научите подчиненных расставлять приоритеты дня и недели. Сделайте это вместе. Сначала распределите все задачи по матрице Эйзенхауэра — в зависимости от срочности и важности, а затем подчиненный поставит все дела в общий календарь, куда есть доступ у вас. Регулярное планирование и организация работы поможет и вам, и сотруднику чувствовать себя спокойнее.

Как еще сохранить лояльность сотрудников к компании?

Помимо непосредственного руководителя, на вовлеченность сотрудников, лояльность к компании влияют еще несколько факторов:

Если в этом году вы не пересматривали бизнес-процессы — обязательно пересмотрите. Возможно, нужно сократить количество согласователей документов, условий для клиентов, скидок. Дать больше полномочий сотрудникам и руководителям на местах. Перейти на удаленные каналы решения вопросов с клиентами. 

Обратите внимание на технические решения, которые упростят и ускорят коммуникации между сотрудниками, с клиентами и партнерами. Например, если вашей компании нужны клиенты, то наверняка у вас есть аккаунты в соцсетях, колл-центр, чат-боты, продавцы. Собирать все запросы клиентов и моментально отвечать на них, автоматизировать весь процесс продаж можно через CRM.

Внедрение ЭЦП — электронной цифровой подписи — и полный переход на электронный документооборот, как внутри компании, так и с клиентами.

Не забудьте и мотивирующих ценностях — проведите кампанию по вовлечению сотрудников в ценности. Один из инструментов внедрения ценностей — сторителлинг. Это может быть мероприятие, где и руководители, и сотрудники рассказывают свои реальные истории из жизни и работы, когда проявлялись именно такие ценности. И да, на вовлечение команды такое событие повлияет очень сильно.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.