«Река усыхает, а человек копает русло. Разумно ли это? Растратим миллионы без толку»

«Гидроузел — болезненная тема в разговоре с экологами и жителями. Судоходные компании, напротив, с жалобой в Верховный суд не идут, петиции не пишут, пикеты не проводят, а молча несут убытки».

В мае стало известно, что правительство Нижегородской области разделяет мнение экспертов о целесообразности строительства третьей очереди шлюзов нижегородской ГЭС в Заволжье вместо возведения нового низконапорного гидроузла на Волге. В пресс-службе подчеркнули, что «обеспечение нормальных судоходных условий на Волге необходимо, но решение этой задачи не должно оказывать негативного влияния на экологическую и санитарно-эпидемиологическую ситуацию» в Балахне.

Однако точка в истории еще не поставлена. Оба проекта имеют как своих сторонников, так и противников на разных уровнях власти и бизнеса.

18 июня Верховный суд рассмотрел иск нижегородки, которая считала, что строительство гидроузла нарушает ее права на благоприятную среду обитания. Суд никаких нарушений не нашел.

NN.DK.RU поговорил с членом Экспертного совета при Коллегии Федерального агентства «Росморречфлот», доцентом ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» Александром Лисиным о том, сможет ли дублер Городецкого шлюза заменить гидроузел стоимостью 47 млрд руб.

— С точки зрения «речников» проблема вкратце такова. Волга — это единая глубоководная магистраль России от Астрахани до Балтики. И, естественно, когда на реке гарантированная глубина четыре метра, по ней должны ходить суда, которые способны выходить в море, суда большого водоизмещения — от 4 до 6 тыс. тонн. К слову, одно такое судно эквивалентно целому железнодорожному составу. Ходят ли они сейчас? Ходят, но выше Нижегородской области или ниже по течению. У нас вы их увидите разве что весной на большой воде. Почему? Да потому, что проблема Городца разрывает эти связи.

Вся огромная пропускная способность Волги теряется из-за 50 км, которые расположены в нашей области. Один участок ломает преимущества всей глубоководной системы России, которую планомерно создавали с 30-х по 70-е годы XX века.

Вот такой серьезный сдерживающий фактор для развития речного транспорта всей страны.

Зачем нам нужны суда река-море плавания? Ну, к примеру, во время пандемия они бы стали надежной связью между разными регионами и странами, закрытыми на карантин. Промышленные грузы, нефтепродукты, стройматериалы, сырье компании перевозят водным путем как наиболее безопасным, предсказуемым и экономным способом. И никакие эпидемии этого пути не коснулись.

Говоря о судоходстве на Волге, надо понимать, что Россия на уровне межправительственных соглашений участвует в формировании международных транспортных коридоров. Сейчас активно развивается коридор «Север-Юг». Он как раз проходит вдоль Волги, связывает Иран, Европу, Индию и Среднюю Азию. Эти глобальные транспортные коридоры могли бы стать основой пространственного развития региона. Могли бы вызывать большой интерес инвесторов.

Пока суд да дело, речная отрасль рискует не попасть в проекты «Север-Юг» из-за узкого места и нерешенной проблемы судоходства от Нижнего Новгорода до Городца.

Волгу необходимо возвращать в состояние транспортной магистрали. И сейчас столкнулись два научных мнения, как это можно сделать. Новое мнение говорит так: раз сам Городецкий шлюз в нижнем бьефе (в нижней части) не обеспечивает глубины, надо рядом сделать дублер. Далее по течению участок реки весь в отмелях и перекатах. Давайте русло прокопаем, где спрямим, где углубим. Ранее высказанное мнение повторяет: да разве Волгу можно заставить нести свои волны как изволить желаете? А что, если Волга слушать вас не захочет. Что каждый год снова прокапывать русло? Закапывать «миллионы»? Усмирить нрав реки может только плотина и водохранилище.

Так спорят и рассуждают ученые-гидротехники. И на какую сторону встает нижегородское правительство? Разумно ожидать от региональных чиновников взгляда на комплекс проблем с позиции заинтересованности в экономии бюджетных средств, интересов экологов, интересов жителей. Поддержка судоходных условий на Волге, конечно, дело важное, но плотина как Ахиллесова пята — очень болезненная тема в разговоре с экологами и с жителями. Судоходные компании, напротив, с жалобой в Верховный суд не идут. Промышленные предприятия петиции не пишут, пикеты не проводят, а молча несут убытки.

Вот власти и предполагают: может «ямочным ремонтом» удастся обойтись, чем переделывать всю водную магистраль. Вариант такого решения понятен, можно быстро в разумные сроки построить параллельную новую нитку шлюза, а потом, наблюдая, как природная стихия берет свое, постоянно «латать дыры» (т.е. бороться с перекатами) и требовать новых и новых ассигнований на восстановление судоходства этих 50 километров.

Всегда сложно беспристрастно выбирать научные проекты: с гидроузлом или без него. Ученые на то и ученые, что найдут 1001 аргумент в пользу «купи наш проект».

Время идет, сроки сдвигаются, и у чиновников, выбирающих проект по Городцу, сейчас, очевидно, сложная ситуация, как в юмористическом монологе у Михаила Жванецкого про раков: «Те вчера по 5 руб. были очень большие, а сегодня по 3, ну очень маленькие». Что победит в итоге, «вчера большие, но по 5, или сегодня по 3, ну очень маленькие»?

Я считаю, что обойтись строительством нового шлюза — это половинчатое решение, недоделанное до конца. Поймите, наконец, проблема судоходства на Волге заключается не только в ограничении по осадке судов из-за Городецкого шлюза. От Городца до Сормово естественное течение реки таково, что там были и будут образовываться отмели и перекаты. Постоянные дноуглубительные работы здесь будут необходимы. И вопрос даже не в том, что сотня миллионов рублей будет ежегодно тратиться на русло реки. Волга становится маловодной. Вообще реки Европы становятся маловодными, почитайте новости! Наши отцы и деды помнят, как разливалась Волга и Ока, а сейчас такого нет. Река усыхает, а человек продолжает копать русло. Разумно ли это, ведь растратим миллионы, а толка не будет. Через 10 лет опять вернемся к низконапорному гидроузлу.

«Никакого разлива Волги не будет. Гидроузел — нестандартное водохранилище»

Противники гидроузла часто говорят еще, что он якобы приведет к подтоплению территорий. Эх, любят же экоактивисты и представители экспертного сообщества выцепить из контекста одну фразу, и ей манипулировать, создавая себе известность.

Если внимательно посмотреть на проект низконапорного гидроузла, он необычен тем, что полгода поддерживается водохранилище, а в другое время, когда воды в Волге достаточно, подпорная стенка опускается, и река течет в своём естественном потоке. Если объяснять простым языком, нет никакого водохранилища, как рисует нам это наше воображение.

В мае и начале июня, как сейчас, уровень воды достаточный. Вот и будет низконапорная плотина поддерживать этот уровень воды. Скажем так, для жителей Балахнинского района всегда будет месяц май. И так будет до середины осени. В общем, никакого разлива Волги, как мы это видим, в Чкаловске или Сокольском не произойдет.

Я понимаю, что жителей Балахнинского района мои слова не успокоят. Если у вас весной вода в подвале, летом она уходила, и тут вдруг не уходит несколько месяцев — это настоящая беда, понимаю. Это конкретная проблема, и она требует точечных решений от властей.

Наверняка такое затопление частично связано с отсутствием ливневок и системы водоотведения. Недаром говорят, когда в Правдинске дождь — в Балахне лужи. Но эти проблемы локальные и решаемые. Может и хорошо, что низконапорный гидроузел заставил вновь посмотреть на вопросы водоотведения в жилых массивах. Не проще ли поправить изначальный проект системой решений по берегоукреплению, а не «заворачивать» проект целиком.

Река Волга нам дана на века, и проектные решения по обустройству русла тоже должны исходить из долгих, очень долгих сроков работоспособности. Единая глубоководная система европейской части страны — это то, что нам досталось в наследство от СССР, также как поднятая целина или Беломорканал.

Неужели колоссальный труд двух поколений советских людей по усмирению Волги будет напрасным? Уже десятилетия прошли в спорах с «активистами», а мы никак не можем решить вопрос гарантированного судоходства на участке 50 км.

И с таким багажом проблем Россия хочет играть важную роль в системе международных транспортных коридоров? Хотелось бы. Да кто нам поверит.

Транспортный коридор будет без речного транспорта. Он уже таким создается, сухопутным и малоэффективным. Шанс возродить речную отрасль есть. Была бы на то воля.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.