«Полное восстановление экономики займет 1,5-2 года». В чем особенность этого кризиса?
«Россию нельзя рассматривать в отрыве от остальной экономики. Производственные цепочки давно стали транснациональными: спад в одной стране отражается на спросе на продукцию в другой».
Распространение коронавируса и введенные странами ограничительные меры ввели мировую экономику в состояние рецессии. В чем особенность этого кризиса, рассказали профессор кафедры экономической теории и эконометрики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Светлана Голованова и аспирант Марина Тележкина.
— В отличие от «привычных» кризисов начальным шоком стало сокращение личного потребления и приостановка видов деятельности, связанных с личным общением, из-за введения карантинных мер. Эти шоки распространяются вверх и вниз по цепочке создания стоимости, охватывая в конечном итоге всю экономику. Экономисты всего мира уже делают первые оценки экономических эффектов и строят прогнозы дальнейшего развития ситуации, в том числе с использованием сценарных методов.
В разных странах первичным шоком затронуты примерно одни и те же сектора. Это весь сектор услуг, связанный с личным потреблением (кейтеринг, туризм, фитнес, торговля); транспортные, прежде всего, пассажирские перевозки (практически прекратились авиаперевозки по всему миру). Проезд в такси стал дешевле на 1%; на 4% снизились цены на проезд в поездах дальнего следования в апреле 2020 по сравнению с мартом 2020 года, по данным Росстата.
Эти шоки переносятся на смежные обслуживающие отрасли (сокращение перевозок означает снижение спроса на нефтепродукты; сокращение туризма влияет на гостиничный бизнес и т.д.). По информации Росстата, цены на газовое моторное топливо снизились в среднем на 5% в апреле 2020 по отношению к предыдущему месяцу.
Отчасти негативные эффекты сглаживаются изменением формата предоставления услуг (доставка готовой еды на дом; покупка одежды через электронные платформы; предоставление образовательных услуг в дистанционном формате и пр.).
Есть и отрасли, оказавшиеся в выигрыше: резко возрос спрос на медицинское оборудование, комплектующие и отдельные медикаменты; перевод (где это возможно) деятельности в дистанционный режим повысил спрос на электронные девайсы и услуги связи. Возможно, что часть предприятий, освоив новый формат ведения бизнеса в шоковых условиях, сохранит его и после выхода из кризиса. Цены на продовольственные товары выросли на 2%; на медикаменты — на 3% в среднем в апреле 2020 по сравнению с мартом 2020. В целом в обрабатывающей промышленности отмечают значительное снижение выпуска, снижение уровня использования производственных мощностей и индекса предпринимательской уверенности до уровней 2009-2010 годов.
Сложно прогнозировать скорость выхода экономики из кризиса, учитывая «нетипичность» шока, положившего ему начало. Очень многое зависит от того, будет ли быстро разработано лекарство, устраняющее первопричину спада экономической активности (вакцина); насколько синхронными и эффективными будут меры, предпринимаемые разными странами мира.
Россию нельзя рассматривать в отрыве от остальной экономики. Производственные цепочки давно стали транснациональными: спад в одной стране отражается на спросе на продукцию в другой. Одних российских усилий недостаточно для восстановления отечественной экономики.
При благополучном сценарии выход из кризиса начнется уже в конце лета с восстановлением экономической активности. Полное восстановление экономики (при отсутствии второй-третьей и последующих волн инфекции), если ориентироваться на опыт 2008-2009 годов, может занять 1,5-2 года.
Что касается величины экономических потерь, то здесь присутствуют разные оценки. Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ недавно провел опрос профессиональных прогнозистов относительно их видения перспектив российской экономики в 2020–2021 гг. Согласно консенсус-прогнозу, ВВП России сократится в этом году на 4,3%. Это более оптимистичный взгляд по сравнению, например, с прогнозом МВФ, который предполагает падение на 5,5%.