«Эта весна — не первый и не последний случай, когда бизнес проходит проверку на прочность»

Денис Скоков
Денис Скоков. Иллюстрация: из личного архива

«Кризисные ситуации банки проходят вместе с клиентами, чтобы потом вместе вернуться к активной работе».

Эпидемия коронавируса и связанные с ней ограничения уже сказались на работе малого бизнеса. Эксперты опасаются волны закрытий и банкротств. Как пережить это непростое время? «По возможности выплачивайте кредиты и уменьшайте долговую нагрузку. Если сделать это не удается, воспользуйтесь инструментами господдержки и кредитными каникулами. Главное иметь источник прибыли и план по ее восстановлению», — считает руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Денис Скоков.

Кризисные ситуации банки проходят вместе с клиентами, чтобы потом вместе вернуться к активной работе. В интервью NN.DK.RU Денис Скоков рассказал о мерах поддержки бизнеса и рекомендациях для предпринимателей.

Малый бизнес сегодня страдает больше остальных, так как у многих предпринимателей просто нет «подушки безопасности». Расскажите о ваших клиентах: какие это отрасли, с какими запросами они сейчас обращаются чаще всего?

— Сегодня сложно найти отрасль, которая не испытывает трудности. В большей или меньшей степени с проблемами столкнулся практически весь малый бизнес. Мы видим, что обороты компаний в этом сегменте снизились в среднем на 25%. Но есть отрасли с более высоким риском, в первую очередь, это рестораны, торговля, транспортные компании. Поэтому закономерно растет популярность кредитов на пополнение оборотных средств, а также инструментов для снижения долговой нагрузки.

При этом есть и такие компании, которые смогли открыть непрофильные производства, что дало новый источник прибыли. Например, питерская пекарня «Коржов» в канун Пасхи запустила доставку куличей на дом. Один из наших клиентов, производитель канцтоваров, оборудовал линию по фасовке антисептиков.

Но отдельного внимания заслуживает новый тренд — коллаборация между конкурентами. Например, рестораны объединяются и создают локальные сети доставки, предлагая продукцию друг друга. Это выгоднее, чем работать с крупным маркетплейсом, и позволяет локальному бизнесу пережить трудные времена. Это может стать новым трендом в ближайшем будущем. Такие примеры есть уже в нескольких регионах России, и в Нижнем Новгороде в частности.

Как вы работаете с клиентами сейчас — идете ли им навстречу?

— У нас есть программа поддержки малого и микробизнеса, в которую входят кредитные каникулы, реструктуризация, нулевые комиссии на ряд услуг. Она действует для всех компаний, независимо от отрасли. Основная задача, которую мы ставили перед собой при ее разработке — предоставить клиентам несколько возможностей.

Во-первых, снизить долговую нагрузку.

Компании из секторов, пострадавших от распространения коронавируса, могут оформить кредитные каникулы в соответствии с законом. Если к нам обращается клиент, бизнес которого не входит в утвержденный перечень, мы предлагаем ему реструктуризацию. По сути, это те же кредитные каникулы, только для более широкого круга компаний. При этом мы максимально упростили процесс. Подать заявку на кредитные каникулы или реструктуризацию можно в онлайн-банке без визита в отделение.

Во-вторых, использовать цифровые сервисы, чтобы реже выходить из дома.

Банк не один год инвестирует в развитие цифровых продуктов. Сейчас наши клиенты могут выполнять онлайн 99% операций. Бизнес-карты бесплатно доставляются на дом или в офис. Также с апреля и до конца июня мы сделали бесплатной доставку справок и выписок.

Кроме того, на шесть месяцев на всех тарифных планах мы отключили комиссию за пользование мобильным приложением Райффайзен Бизнес Онлайн. А чтобы облегчить переход к полностью цифровому формату обслуживания, специалисты Райффайзенбанка проводят консультации для тех владельцев бизнеса, которые предпочитали работать офлайн.

Многие ли уже воспользовались кредитными каникулами в Райффайзенбанке?

— Да, интерес к этому инструменту есть. Мы идем навстречу бизнесу в этом вопросе и готовы обсуждать предоставление отсрочки для некоторых клиентов на срок до 6 месяцев. Оптимальные варианты снижения долговой нагрузки прорабатываются индивидуально с каждой компанией. Учитывается текущее финансовое состояние и прогнозы по дальнейшей деятельности. Мы доверяем нашим клиентам, если они говорят, что видят источники для восстановления прибыли, и поддерживаем их.

Что бы вы посоветовали бизнесу в текущих условиях?

— Наша рекомендация для компаний в этот период однозначна: по возможности выплачивайте кредиты и уменьшайте долговую нагрузку. Но если сделать это не удается — используйте инструменты господдержки и кредитные каникулы. Главное — иметь источник прибыли и план по ее восстановлению.

Не откладывайте разговоры с банком и партнерами — выберите оптимальный способ снижения финансовой нагрузки и не забывайте все возможные шаги: диверсифицируйте каналы продаж и продуктовые линейки, рассмотрите инструменты поддержки от банка, поговорите с арендодателями о снижении ставок, рефинансируйте кредиты, оптимизируйте валютные риски.

Еще один совет — рассмотрите возможности по диджитализации своего бизнеса. По своему опыту могу сказать, что сделать сейчас это можно быстро и без капитальных инвестиций. Через доступные конструкторы можно всего за один день создать web- и мобильную версию сайта. Да, это будет несложный лендинг, но с его помощью можно быстрее продвигать бизнес, доставку. Настроить рекламу в сети также можно без привлечения сторонних подрядчиков. Этот процесс займет у вас не больше часа. Нужно только разобраться, как это работает.

«Совершенствовать удаленные каналы помогают сами клиенты»

Сколько представителей малого и микро-бизнеса являются вашими клиентами в нашем регионе? У скольких из них есть онлайн-кабинет в приложении банка?

— Сегодня в числе клиентов Райффайзенбанка в Нижегородской области более 10 тыс. компаний из сегментов малого и микробизнеса. Нижегородские предприниматели, как и в целом по стране, показывают высокий уровень проникновения в онлайн-банк — более 90%.

В условиях пандемии стало особенно важно дистанционное обслуживание. Что было сделано по этому направлению в 2020 г.?

— С точки зрения управления бизнесом мы уже предоставляем клиентам все, что необходимо. Сейчас предприниматели могут полноценно управлять всеми финансами компании из дома, причем не только отправлять и контролировать платежи. Через мобильное приложение можно выставить счет, оплатить налоги, страховые взносы. А недавно мы запустили сервис по подаче налоговой декларации онлайн. Мы делаем особый акцент на интеграции с удобными для бизнеса бухгалтерскими системами. Наша задача — создать условия, при которых большинство финансовых вопросов клиенты могут решить в режиме одного окна.

Одновременно расширяется и банковский функционал. Среди нововведений этого года — возможность дистанционно открывать дополнительные счета, в том числе валютный и специальный счет участника госзакупок.

К слову, совершенствовать удаленные каналы нам активно помогают сами клиенты — они голосуют за наиболее полезные для них функциональные дополнения в специально созданном сервисе «Рейтинг идей». Это позволяет нам правильно выстроить приоритеты и последовательность технологических нововведений.

О банковском секторе

Как повлияет на банковскую отрасль снижение ключевой ставки? Стоит ли ожидать последующего снижения ставок по кредитам и вкладам?

— Тарифная политика банков напрямую зависит от действий регулятора. Поэтому Райффайзенбанк будет корректировать свои предложения, опираясь на размер ключевой ставки и ситуацию на финансовом рынке.

Многие представители банковской сферы сегодня открыто говорят о том, что на банки переложили ответственность за спасение бизнеса. Но ведь банк — тоже коммерческая структура, которая должна зарабатывать. Что вы думаете об этом? Есть ли риск роста проблемных кредитов в корпоративном секторе и волны банкротств?

— Эта весна — не первый и не последний случай, когда бизнес проходит проверку на прочность. И банки умеют управлять таким риском. Это один из ключевых критериев, определяющих надежность финансовой организации. Мы всегда стремимся быть максимально полезными для бизнеса — совместно прорабатываем возможности по выходу из сложных ситуаций. Сегодня, в столь нестандартной кризисной ситуации, наша главная задача — поддержать клиентов, помочь им преодолеть все турбулентные процессы и продолжить успешную совместную работу.

Самое читаемое
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12% в 2024 г.Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12% в 2024 г.
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.