«Кажется, 20-30% офисов опустеют навсегда. Все "распробовали" формат удаленной работы»
«Предприниматель — это существо крайне живучее. Они насмерть борются за свой бизнес, изобретая новые возможности», — директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ Сергей Негодяев.
Какие отрасли выиграли от коронавируса, а какие просели и когда ждать восстановления, в колонке для NN.DK.RU рассказал директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Негодяев.
Отрасли, которые пострадали сильнее других
— У населения упала покупательская способность: бизнесы закрываются, люди остаются без работы, замедлился спрос, а также цепочки поставок и производство. То есть по инерции все сферы понемногу посыпались.
Очевидно, что наиболее сильно нынешний кризис сказался на бизнесе, связанном с путешествиями. Большой удар уже пришелся по сфере недвижимости, к которой относятся: гостиницы, офисы, торговые центры и т.д. Сферу недвижимости ждут большие изменения после того, как люди выйдут из домов.
Уже сейчас во всем мире закрылись гостиницы до туристического сезона, который начнется весной 2021 г. Такие решения приняли крупнейшие международные сети типа Marriott по ряду своих отелей.
Серьезные потрясения переживают владельцы торговых и развлекательных центров, так как небольшие арендаторы, скорее всего, могут больше никогда не открыться, а большие несут постоянные убытки и вынуждены будут передоговариваться с арендодателями на новые условия, которые позволят им выжить. И это происходит на фоне того, что в последнее время все только и говорят о том, что онлайн убьет офлайн. Корона-кейс — это если не контрольный в голову, то как минимум сильный пинок для офлайн-торговли, которая будет вынуждена искать новые модели, чтобы выживать и конкурировать.
Бизнес фитнеса и спортзалов тоже пострадал. Клиентов сейчас нет, а затраты на аренду остались. Еще хуже ситуация у тех, у кого была программа открытия новых объектов и ее не успели вовремя заморозить.
Не забываем про ресторанный бизнес. Он просел одним из первых. Аренда среди расходов ресторанов занимает заметное место, а на фоне того, что рестораны — это в целом не очень рентабельный бизнес, если они не являются сетевыми или частью большой группы, аренда и расходы на персонал приводят к большим убыткам. Для многих небольших кафе и ресторанов заработка и в хорошие времена хватало только на то, чтобы кормить владельцев и сотрудников.
Сейчас человеческий поток упал, а расходы по аренде и заработной плате остались. Даже если ресторан перешел на доставку, то это максимум 15-30% от прежних оборотов. То есть в самом лучшем случае люди работают сейчас бесплатно просто для того, чтобы сохранить бизнес.
С сетевыми ресторанами все немного проще: есть эффект масштаба, сетевые кухни, централизованное производство, запас ликвидности и доступ к кредитному и инвестиционному финансированию. Такие организации должны выжить и, вскоре, открыть свои двери для гостей.
К сожалению, очень тяжело приходится индустрии кино и оффлайн-развлечений (театр, музыка и т.п.). Два месяца они живут без выручки и практически без возможностей заработать. Вероятно, владельцы сократили персонал, но договориться о снижении аренды удалось не всем.
В нынешней ситуации многие порезали расходы на привлечение новых клиентов и интернет-рекламу. Соответственно, и компании малого и среднего бизнеса, которые занимались маркетингом, ощутили падение доходов. Многие бизнесы, которые испытывают проблемы, считают, что сейчас не самое время привлекать клиентов и это оказывает влияние на их подрядчиков.
Когда можно ожидать восстановления спроса в пострадавших отраслях?
Что касается недвижимости, большой вопрос, когда отрасль восстановится. Кажется, что 20-30% офисов опустеют навсегда. И сотрудники, и руководители «распробовали» формат удаленной работы, который доказал свою эффективность. Компании поняли, что необязательно видеть, как работает каждый сотрудник. Отказ от офиса позволит сократить затраты на 15-20%.
15-20% обусловлены тем, что далеко не все сотрудники могут позволить себе удаленную работу, так как живут в маленьких квартирах и домочадцы могут отвлекать их от работы и от отдыха, что крайне негативно влияет на психологическое состояние и их продуктивность.
На примере стартапов мы видим, что у некоторых небольших компаний арендные платежи доходят до 500 тыс. руб. Что является заметной частью бюджета, на фоне стагнации бизнеса эти компании просто-напросто отказались от офисов, и сейчас чувствуют себя еще лучше, чем до кризиса.
Крупнейшие международные компании кулуарно обсуждают, что планируют отказываться от офисов класса А на 80% и перевести всю работу в удаленный режим. Арендодателям нужно будет перестраивать свой бизнес и искать форматы, которые могут заполнить освобождающиеся площади, например, создавать коворкинги.
Фитнесы и рестораны ждут момента, когда они, наконец, смогут открыться и начать зарабатывать деньги. Причем спортзалы в период самоизоляции продавали абонементы на будущее со скидкой. Те, кто хотел их приобрести, уже это сделали. А вот выжившие кафе и рестораны по моим ощущениям ждет рост популярности, поскольку люди нагрянут туда после длительного уединения.
Все, что касается маркетинга и продаж, прежний режим работы будет восстанавливаться с конца августа — начала сентября.
Существует предположение, что летом люди после длительного пребывания дома массово разъедутся по отпускам. В самоизоляции была возможность меньше потреблять, и многие ею воспользовались. У части населения появился излишек денежных средств. Крупные туроператоры уже открыли продажи туров. Если ограничения по карантину снимут, а границы откроют, то туриндустрия в этом году может вернуться к 50% выручки прошлого года. При этом в связи с закрытыми границами прогнозируется значительный рост внутреннего туризма. Пока границы закрыты, население сможет поехать в Сочи, Крым, Алтай и т.д.
Что касается производства товаров и промышленного производства, а также цепочки поставок, то видится, что восстановление не будет очень быстрым из-за перестроения структуры спроса и пула поставщиков. По оценкам McKinsey, индекс промышленного производства упадет на 3-13%.
Восстановление может занять от шести месяцев.
Кому пандемия сыграла на руку?
По данным МТС, развлекательный сегмент и образование выросли в 3,8-4 раза. Так, по информации операторов связи, посещаемость киберспортивных площадок выросла в два раза. Показали хорошие результаты все сервисы, которые помогают малому и среднему бизнесу становиться цифровым.
Очевидно, выросли интернет-магазины и весь онлайн фуд-ритейл. Если раньше у нас был только «Утконос», то сегодня все крупные игроки рынка запустили свои решения.
Как перестроились портфельные компании ФРИИ?
Ни одна компания, которая есть в нашем портфеле, не опустила руки — все продолжили работать и искать новые точки роста и способы выживания, хоть для многих это было действительно сложно. Закрывшихся компаний из-за проблем, вызванных эпидемий, сейчас в нашем портфеле нет. Предприниматель — это существо крайне живучее. Они насмерть борются за свой бизнес, изобретая новые возможности.
Например, компания KidsWay (сервис авто-няни и сопровождения детей на занятия) полностью перестроилась на систему доставки. Они доставляют продукты из нескольких сетей, помогают с доставкой вещей для пожилых людей и т.п.
Компания «Инфобот» (сервис роботизированных звонков) потеряла много старых клиентов по линии маркетинга, но получила новых в рамках направлений, резко выросших в период кризиса. Также команда совместно с рядом клиентов сделала сервис по контролю работы удаленных сотрудников. Теперь робот обзванивает сотрудников и уточняет статус выполнения задач, поставленных их руководителями.
Те, из наших стартапов, кто имел подушку безопасности, в новых условиях сосредоточились на выполнении стратегических задач: повышение стабильности собственной платформы, реализация стратегических инвестиционных проектов. Кто-то потерял всего около 5% выручки и сильно не пострадал. В общем, все как-то перестраиваются и либо у них есть ресурс, либо они дожидаются, когда спрос на их продукты и решения восстановится.