«Куда будут “уходить” записи с камер? Думаю, клиентам не понравится это нововведение»
«Я думаю, что клиенты, зная, что в салоне ведется видеонаблюдение, будут избирательно подходить к выбору услуг и предприятия. Это повысит отток в серую зону, к надомникам».
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин подписал указ № 80 от 11.05.2020. В документе говорится о том, что работа салонов красоты и парикмахерских может быть восстановлена на первом этапе смягчения режима ограничений. Для этого предприятиям нужно установить систему видеонаблюдения.
В качестве меры поддержки салонам красоты и парикмахерским предложили субсидию на установку камер — в расчете не более 3 тыс. руб. на одно устройство. Кроме того, ранее индустрия красоты была признана пострадавшей.
Все ли салоны красоты смогли получить меры поддержки, как предприниматели оценили предложение по установке камер и, самое главное, когда рынок сможет восстановиться? Об этом в колонке для NN.DK.RU рассуждает президент Ассоциации профессионалов и руководителей индустрии красоты Нижнего Новгорода Елена Ручина.
— Федеральными мерами поддержки воспользовались менее 50% предпринимателей из сферы красоты. Если говорить о мерах поддержки в виде финансовых инструментов банков, то здесь одни предприниматели сами решили не брать кредиты под 0% на зарплатные проекты, другие получили отказы. Кто-то получил кредитные каникулы, однако их поставили в жесткие условия: после снятия ограничений предприниматель должен оплатить долги и проценты по займу.
Предприятия, которые располагаются на арендованных площадях, принадлежащих государству, получили каникулы на период самоизоляции. Кто-то смог получить у своих арендодателей скидку в 50%, но это удалось не всем. Ранее было принято решение дать субсидии собственникам, которые будут готовы поддержать арендаторов. Надеемся, что ситуация разрешится в пользу бизнеса.
Если говорить о субсидиях, то нужно учесть и то, что в индустрии красоты достаточно большое количество процедур, привязанных к разным ОКВЭД, а в федеральных законах указано сравнительно небольшое число кодов. Многие салоны красоты и центры врачебной косметологии не попали под действие нормативных актов и не были признаны пострадавшими. На данный момент обсуждается вопрос о расширении количества ОКВЭД, но пока около половины предприятий не могут рассчитывать на субсидии.
Кроме того, рамки получения субсидий очень жесткие. Если у вас есть пени или задолженности по отчетам, то вам откажут.
«У региональных программ проблемы с организацией»
Региональная программа поддержки шире федеральной, но здесь есть проблемы с организацией процесса получения помощи. Указ губернатора вышел ещё в апреле, но наш муниципалитет не был готов принимать заявки и никто не знал, что с ними делать. Многие заявки приняли только после майских праздников, но мы не работали весь апрель. Какую сумму предприятие сможет получить за общественные работы? Я затрудняюсь ответить.
Кроме того, не все сотрудники компаний находятся в Нижнем Новгороде. Чтобы привлечь их к общественным работам по месту пребывания, нужно договориться с местными органами власти.
К субсидиям на оплату коммунальных услуг тоже много вопросов. Правительство области определило срок подачи документов — до 5 числа каждого месяца, а счета, как правило, мы получаем ближе к 10 числу. Как мы будем получать субсидии, пока не ясно.
«Видеокамеры отпугнут клиентов»
Выполнение требований Роспотребнадзора — это дополнительная нагрузка на бюджет компании. По предварительным подсчетам на одну процедуру в один день мы тратим от 150 руб. и выше на средства индивидуальной защиты для клиента и специалиста. Эти расходы увеличат себестоимость услуг.
Мы выдвинули предложение субсидировать нам затраты на покупку средств индивидуальной защиты и бактерицидных ламп.
Остро стоит вопрос с обеспечением видеонаблюдения в салонах красоты. Куда будут «уходить» эти видео? Где будет храниться информация, на каких серверах? Как будут защищать данные? Не произойдет ли утечка этих данных? Кто будет оценивать информацию?
Кроме того, есть закон об оказании медицинских услуг. Никто не отменял нам врачебную тайну, она не должна разглашаться, тем более — транслироваться.
Как на это отреагируют клиенты? Я думаю, что клиенты, зная, что в салоне ведется видеонаблюдение, будут избирательно подходить к выбору услуг и предприятия. Это повысит отток в серую зону, к надомникам. Естественно, власть должна это понимать.
Есть и финансовые вопросы. Покупка и установка камер, оплата обслуживания видеонаблюдения — это все ложится на плечи предпринимателя.
Кроме того, система видеоаналитики будет подключена к «Карте нижегородца». И, в случае нарушений, будет поступать сигнал о том, чтобы аннулировать у предприятия разрешение на работу. А нарушения будут: клиент может забыть или снять на время маску, пересечь черту или зайти следом за тем человеком, который уже находится в зоне ресепшена.
«Восстановимся к концу года, если не будет второй волны эпидемии»
Доходов у нас нет. Расходы сократились, может быть, по фонду оплаты труда, но в остальном — остались прежними.
Даже если нам разрешат работать всем в конце мая, ожидать обычного потока клиентов не стоит. Нужно учитывать настроение людей. Кто-то остается на самоизоляции, работает из дома, кто-то пересмотрел свои ценности и не готов тратить средства на процедуры.
Я ожидаю, что мы сможем заработать около 80% дохода на уровне прошлого года. О приросте речи вообще не идет. Когда ждать восстановления? В конце года, не раньше. И то, только если у нас не возникнет второй волны заболеваемости.