В рейтинге лизинговых компаний Нижегородской области представлены филиалы и представительства федеральных независимых лизинговых компаний, действующие в регионе на июль 2020 г. На первом этапе проведен анализ рынка на основании данных отраслевых ресурсов all-leasing.ru, аналитики деловых СМИ и рейтинговых агентств.
На втором этапе определен круг компаний, которым предложено предоставить информацию о показателях деятельности по объему и структуре нового бизнеса. Полученная информация была проверена и уточнена.
Основной ранжирующий показатель — объем нового бизнеса филиала в Нижегородской области в 2019 г. (с НДС), млн руб. Объем нового бизнеса рассчитан как сумма стоимости имущества по договорам лизинга с НДС за 2019 г. Дополнительный показатель — количество заключенных новых сделок в 2019 г., структура объема нового бизнеса по видам предмета лизинга, млн руб. Принятые сокращения: н/д - нет данных.
Автор: Александрова Александра.
1| Лизинговые компании хорошо в ТОПе цифровой экономике. В последние 2-3 года компании переводили бизнес-процессы на ИТ - платформы, это позволило быстро адаптироваться к условиям пандемии. Ключевые игроки рынка в течение недели с начала карантина перешли на удаленный режим офисов, оперативно начали адаптировать и улучшать цифровые сервисы для проведения удаленных сделок с клиентами. Основные инструменты удаленных сделок– личный кабинет, мобильные приложения и витрины каталогов производителей.
2| Объем рынка лизинга в Нижегородской области по итогам 2019 года составил порядка 32 млрд. руб. ( + 30 % к в 2018 г.). В структуре нового бизнеса ТОП игроков, 74% сделок в руб.- приходится на сделки с транспортом. При пессимистичной оценке рынок по итогам 2020 г. сократится до 20 млрд. руб. При оптимистичном прогнозе, ТОП компаний, ожидает удержание позиций 2019 года. Количество текущих сделок в 1 пг 2020 г. в Нижегородской области уже превысило объем новых сделок за 2019 года.
3| Автотранспорт и спецтехника останутся драйверами рынка.
В 2019 г. основными драйверами роста был сегмент автолизинга - легковые и грузовые автомобили, пассажирский транспорт (ВТБ-лизизнг отмечает рост на 15-30% в год), а также строительная и дорожно-строительная техника. Компании отмечают, что перспектива роста и развития этих сегментов сохранится.
По Нижегородской области в 2019 году в 4 раза вырос сегмент сделок по автобусам за счет сделок «Сбербанк лизинг» на сумму договоров в 3,4 млрд.руб. и Carcade – 143 млн. руб.
Динамика роста сделок в денежном выражении в сегменте легкового транспорта в среднем составила + 46,5 %, грузового транспорта + 70 %, строительной и дорожной техники в 1,5 раза, сельхозтехники +59%. Сформировался сегмент рынка лесозаготовительной техники, техники для добычи ископаемых, складской техники, которую финансируют Сименс Финанс, Сбербанк лизинг, Элемент Лизинг.
4| Сделки проводятся удаленно и оперативно.
Игроки рынка отмечают, что в настоящее время до 80 % сделок совершается удаленно. Увеличился объем подписанных договоров в системе ЮЗЭДО, при заключении которых не нужно встречаться и контактировать лично. Компании увеличили скорость обслуживания – с первого звонка клиента до выдачи техники проходит минимум 2 дня. Сократился минимальный пакет документов для лизингополучателей, все документы загружаются в личных кабинетах клиентов.
5| Лизинговые компании реализуют стратегию поддержки бизнеса. Клиентам предлагаются продукты с господдержкой. В рамках Программы Минпромторга предоставляется лизинг с субсидией на технику и транспорт от производителей КАМАЗ и УРАЛ, ГАЗ, Автоваз, Россельмаш, ТОНАР, ПТЗ, ЧТЗ и др. Часть компаний вкладывается своим капиталом, предлагая каникулы, пролонгацию, увеличение выкупного платежа, снижение ставки, уменьшение размера минимального аванса до 0%, реструктуризацию договоров. Совместно с партнерами, компании реализует маркетинговые акции с бонусными условиями по сервисному обслуживанию автотранспорта.
№ |
Компания руководитель филиала |
Объем нового бизнеса в Нижегород-ской области в 2019г., млн руб.с НДС |
Дина-мика в ср с 2018г., % | Основной предмет лизинга в объеме нового бизнеса в 2019 г, руб.% | Кол-во филиалов в ПФО/РФ | Кол-во штатных сотруд-ников филиале на 01.07.2020 | Объем нового бизнеса филиала в 2019 г./1 сотруд-ника, млн. руб. | Год начала работы в Нижнем Новго-роде |
1 |
Волго-Вятский региональный филиал АО "Сбербанк Лизинг"
Евстигнеев Всеволод |
6340,8 | 34 | Автотранспорт, оборудование | 16/70 | 19 | 333,7 | 2008 |
2 |
ЛК "Сименс Финанс"
Ничепуренко Нина |
2431,5 | 59,3 | Оборудование, спецтехника, транспорт | 4/24 | 10 | 243,2 | 2013 |
3 |
ВТБ Лизинг
Непочатов Евгений |
2017,5 | 16,6 | Легковой и грузовой автотранспорт | 14/60 | 21 | 96,1 | 2013 |
4 |
Альфа-Лизинг 1
Ишимов Олег |
1969,4 | 202,2 | Грузовая техника, легковой транспорт, спецтехника | 65 | 21 | 93,8 | 2017 |
5 |
Филиал "Балтийский лизинг" в Нижнем Новгороде
Козин Алексей |
1639,9 | 19,5 | Универсальная компания , финансирует автотранспорт, оборудование и спецтехнику | 13/74 | 24 | 68,3 | 2006 |
6 |
"РЕСО-Лизинг"
Малов Сергей |
1095,4 | 19,5 | Легковой и грузовой автотранспорт | 15/51 | 18 | 60,9 | 2009 |
7 |
"Элемент Лизинг"
Капелюха Михаил |
1033,2 | 84 | Грузовой транспорт, автобусы | 16/67 | 7 | 147,6 | 2005 |
8 |
Carcade
Клочков Павел |
829,0 | 17,3 | Легковой и грузовой автотранспорт | 9/54 | н/д | н/д | 2000 |
9 |
Росагролизинг 2
Косов Павел |
664 | 35,6 | Сельскохозяй-ственная техника | - | - | - | 2002 |
10 |
Ураллизинг, филиал г.Нижний Новгород
Лыбин Василий |
639,7 | 8,7 | Легковой, грузовой транспорт, оборудование | 1/22 | 6 | 106,6 | 2012 |
11 |
ГК Интерлизинг
Зверев Александр |
266,3 | 5,7 | Строительная тезника, легковой и грузовой транспорт | 4/19 | 6 | 44,4 | 2018 |
в/р |
Европлан
Пережогин Сергей |
н/д | н/д | Универсальная компания , финансирует автотранспорт, оборудование и спецтехнику | 6/78 | н/д | н/д | 2002 |
в/р | КАМАЗ Лизинг | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д |
1. Данные предоставлены по юридическому лицу "АльфаМобиль", которое осуществляет продажи розничным клиентам 2. Взаимодействие с регионом осуществляется через Москву/онлайн/через диллеров-агентов
№ |
Компания руководитель филиала |
Кол-во заключеных новых сделок филиалом в на условиях финансового лизинга в 2019 г. | Динамика в ср с 2018г., % | Кол-во текущих сделок филиала |
1 | ВТБ Лизинг | 667 | -8,2 | 1184 |
2 | Сбербанк лизинг | 598 | 36,5 | 1417 |
3 | РЕСО - лизинг | 536 | 20,2 | 145 |
4 | Элемент Лизинг | 490 | 62,7 | 687 |
5 | Балтийский лизинг | 472 | 19,5 | 872 |
6 | Альфа-Лизинг | 434 | 135,8 | 643 |
7 | Carcade | 248 | 7,35 | 60 |
8 | ЛК "Сименс Финанс" | 143 | 30 | 375 |
9 | Ураллизинг | 133 | 8,7 | 41 |
10 | Интерлизинг | 57 | 21,3 | 39 |
В таблице представлены компании, которые предоставили данные.
№ | Компания | Объем нового бизнеса филиала в Нижнем Новгороде в 2019г.,млн руб. НДС | Динамика в ср. с 2018 г,% | Средняя стоимость сделки филиала в 2019 г., млн руб. |
Легковой транспорт | ||||
1 | ВТБ Лизинг | 1042,6 | 28,3 | 2,8 |
2 | Сбербанк лизинг | 928 | 58,7 | 2,6 |
3 | РЕСО - лизинг | 783,8 | 17,5 | н/д |
4 | Балтийский лизинг | 724,9 | 2,2 | 2,7 |
5 | Carcade | 658 | -0,8 | 3 |
6 | Альфа-Лизинг | 516,8 | 90,5 | 2,4 |
7 | Ураллизинг | 329,8 | 26,4 | 5,2 |
8 | Интерлизинг | 41,4 | 181,3 | 2,4 |
9 | Элемент Лизинг | 12,3 | -3,4 | 2 |
10 | ЛК "Сименс Финанс" | 6,5 | - | 3,2 |
Грузовой транспорт | ||||
1 | Альфа-Лизинг | 1149,8 | 310,7 | 5,9 |
2 | Сбербанк лизинг | 890,2 | -59,6 | 4,5 |
3 | Элемент Лизинг | 929,8 | 99,9 | 2 |
4 | ВТБ Лизинг | 688,3 | -10,2 | 3 |
5 | Балтийский лизинг | 344,2 | 42,7 | 5,3 |
6 | РЕСО - лизинг | 244,6 | 18,7 | н/д |
7 | Ураллизинг | 139,9 | -28 | 4,6 |
8 | Интерлизинг | 43,7 | 338,3 | 5,4 |
9 | Carcade | 25 | -14,9 | 3,5 |
10 | ЛК "Сименс Финанс" | 11,3 | 2 | 5,6 |
Ж/Д транспорт | ||||
1 | Сбербанк лизинг | 1031,5 | 609,3 | 3,4 |
Автобусы | ||||
1 | Сбербанк лизинг | 3390,6 | 125,4 | 2,1 |
2 | Carcade | 143 | 1528 | 6,8 |
3 | Элемент Лизинг | 58,2 | -17,2 | 2 |
4 | РЕСО - лизинг | 44,6 | 30,3 | н/д |
Строительная и дорожная техника | ||||
1 | Альфа-Лизинг | 302,6 | 202,2 | 10,8 |
2 | ВТБ Лизинг | 286,5 | 100 | |
3 | Интерлизинг | 150,3 | 500,4 | 3,7 |
4 | Балтийский лизинг | 141,5 | -10,6 | 6,7 |
5 | Ураллизинг | 48,3 | -4,9 | 12 |
6 | Сбербанк лизинг | 29,2 | 315,2 | 7,2 |
7 | РЕСО - лизинг | 22,3 | 147,3 | н/д |
8 | Элемент Лизинг | 17 | - | 1,5 |
9 | ЛК "Сименс Финанс" | 6 | -93,5 | 6 |
Сельхозтехника | ||||
1 | Балтийский лизинг | 41 | 200 | 1,8 |
2 | Сбербанк лизинг | 21,5 | -56 | 1,9 |
3 | Интерлизинг | 15,2 | - | 3,7 |
4 | ЛК "Сименс Финанс" | 6,4 | - | 6,4 |
5 | Элемент Лизинг | 4,4 | - | 2,2 |
6 | Ураллизинг | 2,9 | 53,8 | 1,4 |
Оборудование | ||||
1 | ЛК "Сименс Финанс" | 2353,9 | 96,8 | 17,8 |
2 | Балтийский лизинг | 368,2 | 0,6 | 3,7 |
3 | Ураллизинг | 118,7 | 46,8 | 7,4 |
4 | Сбербанк лизинг | 24,2 | -88,6 | 8,06 |
5 | Интерлизинг | 16 | -92 | 2,6 |
6 | Элемент Лизинг | 3,7 | -32,6 | 1,8 |
Другая спецтехника (лесозаготовительная/добыча ископаемых,складская) | ||||
1 | ЛК "Сименс Финанс" 1 | 47,4 | - | 9,8 |
2 | Сбербанк лизинг 1,2 | 25,5 | 3,2 | 3,1 |
3 | Элемент Лизинг 2 | 7,6 | - | 7,6 |
Недвижимость | ||||
1 | Балтийский лизинг | 20 | - | 20 |
1. Лесозаготовительная техника, 2. Техника для добычи полезных ископаемых,складская техника.
№ | Компания |
Объем лизингового портфеля филиала на конец 2019 г., млн. руб с НДС. |
1 | Сбербанк лизинг | 14564,4 |
2 | ЛК "Сименс Финанс" | 3160,7 |
3 | ВТБ Лизинг | 1604,4 |
4 | Балтийский лизинг | 1212 |
5 | Альфа-Лизинг | 1140 |
6 | Carcade | 833 |
7 | Элемент Лизинг | 707,2 |
8 | Ураллизинг | 588,3 |
9 | Интерлизинг | 255,6 |
Всеволод Евстигнеев, директор Волго-Вятского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг»
В 2019 году обострилась конкуренция на рынке лизинга. Это привело к улучшению условий для клиентов: сокращение сроков рассмотрения, снижение аванса, уменьшение годового удорожания и др. по приобретаемым в лизинг автомобилям и оборудованию. В части корпоративного лизинга расширился как перечень предприятий крупного и среднего бизнеса, пользующихся лизингом, так и ассортимент приобретаемых в лизинг основных средств.
Предприятиям пострадавших отраслей был пересмотрен график лизинговых платежей. В текущей ситуации клиентам предлагаются продукты с государственной поддержкой, в частности, лизинг с субсидией на определенные виды спецтехники в рамках Программы Минпромторга.
Проведенная ранее работа по удаленному рассмотрению заявки и электронному подписанию договоров, позволила компании обеспечить соответствующий сервис нашим клиентам в части рассмотрения и заключения договоров лизинга. Более 80% заключаемых договоров сейчас заключается электронно.
Развитие рынка лизинга будет непосредственно связано с общей экономической ситуацией в стране, проводимыми мерами стимулирования экономики со стороны государства. Можно утверждать, что лизинг с учетом его преимуществ для клиента продолжит наращивать свою долю в программах обновления основных средств предприятий и частных предпринимателей.
Евгений Татаринов, коммерческий директор ГК ВТБ Лизинг
В 2019 году мы отмечали увеличение интереса к лизингу у предпринимателей разного масштаба – от крупных корпораций до малого и микробизнеса. У российского бизнеса вслед за представительствами международных компаний вырос спрос на операционный лизинг.
В марте 2020 г. Лизинговый бизнес ощутил высокий спрос именно в digital-среде. ВТБ Лизинг принял на 40% больше онлайн-заявок по сравнению со средними значениями января-февраля 2020 года. В качестве приоритетного сегмента рассматриваем автолизинг. За 5 лет этот сегмент рос высокими темпами 15-30% в год, пользовался популярностью у предпринимателей. Мы видели, что деловое сообщество постепенно осознает преимущества, которые он дает. Из-за принятых мер по борьбе с пандемией в апреле и мае количество сделок на рынке резко упало, по нашим оценкам, более чем в два раза, и это не может не сказаться на итогах 2020 года. Тем не менее, мы будем продолжать фокусироваться на развитии своего продукта в автолизинге, переводя его постепенно в онлайн среду. Мы считаем, что в ситуации экономического спада и недостатка средств, необходимых для развития бизнеса, инструмент лизинга становится ещё более востребованным среди клиентов.
Спецтехника – очень перспективный сегмент в силу того, что государственное финансирование национальных проектов предполагает и строительство дорог, и улучшение городской инфраструктуры, и большие инвестиции в программу по утилизации бытовых отходов. Важно, что национальные проекты не останавливаются. В январе-марте на их реализацию было потрачено 16% от годового плана. И пока решений о пересмотре в Минфине нет.
Сергей Пережогин, директор филиала ЛК «Европлан» в г. Нижний Новгород
Первое полугодие 2020 года связано с пандемией короновируса: на первый план вышла готовность лизинговой компании работать в дистанционном режиме и оказывать услуги онлайн. Компания «Европлан» по всей России перешла на дистанционный режим быстро, на 100% с учетом всех требований местных властей в регионах. IT-инфраструктура была готова к этому.
Мы развиваем дистанционные сервисы - они удобны для клиентов, помогают экономить время, гарантируют отсутствие ошибок в документах и качественное выполнение работ. Компания регулярно выводит на рынок новые автоуслуги, которые можно получить дистанционно.
Результаты первого полугодия 2020 г. показывают рост. В июне-июле 2020 «Европлан» вышел на докризисные объемы оформления лизинговых сделок. При этом рост во многомсвязан с отложенным спросом и ситуация продолжает во многом оставаться неопределенной.
Важным фактором устойчивости нашей компании является качественный портфель.Мы отметили, что большинство клиентов, даже те, кто обратился с запросом на снижение финансовой нагрузки, продолжили платить по графику. При этом в компании были значительно смягчены условия лизинга: аванс был снижен до 0% для легкового транспорта и LCV и до 10% для грузового транспорта. Даже в самое трудное время мы продолжали наши маркетинговые акции и держали цены. Так компания и будет развивать дальше.
Ничепуренко Нина, директор представительства ЛК "Сименс Финанс", г. Нижний Новгород
2019 год был очень активным в части различных инвестиционных программ у компаний всех отраслей промышленности. Разрабатывались крупные долгосрочные проекты, требующие длинных сроков и низких авансов. Конкуренция по таким проектам была очень большой, при этом не все ЛК смогли профинансировать сложное оборудование на длительные сроки (5-7-10 лет) с авансами от 10% как требовалось клиентам. При этом наблюдалась устойчивая тенденция снижения стоимости финансирования транспорта, спецтехники и ликвидного оборудования.
В перспективе в 2020-2021 гг. компании будут откладывать (или уже отложили) крупные инвестиционные проекты до стабилизации ситуации. На рынке лизинга с большой долей вероятности будет наблюдаться значительное снижение объемов финансирования. При этом ожидается усиление конкуренции в сегменте мелких и средних сделок.
Алексей Козин, директор Филиала "Балтийский лизинг" в Нижнем Новгороде
В самом начале пандемии компания "Балтийский лизинг" направила ресурсы на организацию рабочего процесса online, с переводом компании в режим удаленной работы мы справились всего за неделю. Мы оценили преимущества заключения сделок в системе юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО), и вскоре в список приоритетных целей компании вошла задача по вовлечению большего числа клиентов и партнеров в систему ЭДО. Для этого разработали и запустили специальное предложение, в рамках которого для клиентов, заключающих электронные сделки, ставка по договору будет снижена. Кроме того, для тех своих клиентов, которые пострадали от пандемии, мы предусмотрели два варианта поддержки: кому-то мы дали отсрочку, для кого-то реструктуризировали платежи. Все эти заявки мы отрабатывали в индивидуальном порядке.
С учетом того, что прогнозировать восстановление и развитие экономики на сегодняшний день нереально, могу сказать только одно: в наиболее выигрышном положении окажутся компании с гибкой стратегией, способные в короткие сроки перестроить бизнес-процессы таким образом, чтобы они соответствовали и запросам клиентов, и постоянно меняющейся обстановке.
Лыбин Василий, директор филиала Ураллизинг в Нижнем Новгороде
В 2019 г. многие лизинговые компании расширили свое присутствие, возросла конкуренция, стали предлагать выгодные и интересные предложения для клиентов.
Мы перешли на удаленный режим работы, разработали и внедрили сервис - личный кабинет клиента, в котором без звонков и ожиданий можно получить доступ к информации в два клика и сделать расчеты по лизину.
Даже на фоне всех негативных факторов, доступность и популярность лизинговых услуг продолжает расти. Поскольку у бизнеса всегда будет потребность в обновлении и расширении автопарка, компании будут выбирать лизинг как оптимальный механизм для развития бизнеса. Мы всегда выбираем самый оптимистичный подход! В 2020 г. мы рассчитываем сохранить свои позиции на рынке.
Малов Сергей, директор филиала РЕСО – лизинг в Нижнем Новгороде
Уже несколько лет подряд основным драйвером лизинговой отрасли выступает автолизинг. Рост автолизинга в сегменте малого и среднего бизнеса обусловлен экономическими выгодами для лизингополучателей. Быстрота принятия решения по одобрению сделки способствовала притоку новых клиентов, которые переориентировались с кредитных продуктов. Специальные продукты «РЕСО-Лизинг» удовлетворяют потребности лизингополучателей благодаря своей гибкости и прозрачности. Возможностью частично-досрочного погашения, выкупа предмета лизинга на физическое лицо.
Реалии 2020 года не позволяют спрогнозировать развитие ситуации на рынке лизинговых услуг в регионе. Мы не можем спрогнозировать развитие пандемии, которая, в свою очередь, сильно влияет на бизнес и финансовое состояние потенциальных лизингополучателей.
Татьяна Антипова - директор по стратегии и внешним коммуникациям АО "Росагролизинг"
Для того, чтобы спрогнозировать краткосрочную перспективу аграрного лизинга нужно понимать, что дефицит техники никуда не пропал (а значит и емкость рынка осталась прежней). Поэтому "среднегодовые" темпы сильно не изменятся – в период пандемии мы существенно нарастили свою долю, во второй половине восстановятся объемы других игроков сегмента. Лизинг по-прежнему будет важной важным инструментом обновления парка техники и оборудования, поэтому значительных изменений в период конца 2020 и начала 2021 года мы не прогнозируем.
Если говорить в целом о рынке лизинга, то тут мы тоже прогнозируем тренд на восстановление, но особенно заметно это будет в сегментах, где есть меры государственной поддержки, например, субсидии на оплату лизинговых платежей будут выплачиваться пассажирским компаниям для восстановления и превышения показателей пригородных железнодорожных перевозок прошлого года; вводится субсидия в размере до 25% стоимости транспортного средства, приобретаемого по программе "Доступная аренда" Минпромторга, а также для каршеринговых компаний.