«Все массово пересели с телег на спорткары». Новый взгляд на бизнес в сфере ТВ-технологий
«Прототип разрабатывался силами энтузиастов внутри компании практически «на коленке». Моей задачей было найти нашего первого «золотого» клиента, который бы поверил в нашу идею», — Андрей Гайнулин.
Как организовать успешную компанию в сфере телерадиовещания и телекоммуникаций и выйти на мировой рынок? Об этом DK.RU рассказал нижегородский бизнесмен, основатель компании «Кьюлиджент.РУ», Андрей Гайнулин.
СПРАВКА DK.RU
Когда король — голый
— Все началось восемь лет назад, в 2011 г. К этому моменту я уже около 10 лет работал в области проектирования и внедрения систем управления телерадиовещания, разрабатывая и интегрируя системы различных производителей (в основном, зарубежных) по всему миру. Так что определенный опыт у меня был. Основное образование у меня было в области телекоммуникаций, так что мне в каком-то смысле немного повезло. Сами «связисты» прошли через подобный этап трансформации отрасли примерно 10-15 лет назад. Следовательно, творчески переработав их опыт, можно было помочь и специалистам из телевидения «поехать» по новым рельсам.
Отмечу, что для телевидения 2009-2011 годы стали знаковым периодом. В то время США, Европа и Австралия массово начали переходить на «цифру» (цифровое телевидение) и процесс этот поставил перед отраслью совершенно новые вопросы, которые в старом мире уже были неактуальны.
Ситуацию в отрасли можно было примерно описать так: все массово пересели с телег на спорткары. Вроде похоже — те же четыре колеса, только вот «н-но» и «тпру» больше не работают, лошадь куда-то пропала, и перед лицом какие-то странные ручки, кнопочки и экраны. Чтобы снова поехать, да не просто до соседнего села, а через всю страну по автомагистралям быстро, безопасно и с комфортом, нужен был совершенно новый набор инструментов для управления.
В современном телевидении с 1990-х бытует одно устоявшееся мнение. Звучит оно так: «Контент — король!». Однако в 2010 г. выяснилось, что, во-первых, «короля играет свита» — то есть те невидимые глазу персонажи, которые и производят телевидение (а вовсе не ведущие, которых мы привыкли видеть). И если свита играет плохо, то зритель издает крик «А король-то голый!» и переключается на другой канал.
В новой цифровой реальности короли контента уж очень часто «сверкали дырками» на своих мантиях. Качество контента безжалостно разрушалось проблемами доставки сигнала. Многие наверняка встречались с этими явлениями — зависающая картинка, «квакающий звук», «пиксельность» изображения, надоедливые надписи «загрузка» при просмотре видео из интернета и так далее.
Поэтому у меня и возникла идея — создать решение, которое в режиме реального времени следило бы за качеством контента и в то же время оперативно уведомляло бы о возникающих проблемах и подсказывало пути их решения. В общем, приставить к королю невидимого портного, который помогал бы «на лету» устранять проблемы с гардеробом.
Так как телевидение в начале 2010-х обрело новое дыхание — стало нелинейным и интернет-ориентированным, то и решение надо было делать соответствующее. Мы сделали ставку на «облако» и не прогадали.
В результате получилось реализовать технологию, которая позволяла любому вещателю получить ответ на вопрос, насколько качественно его сигнал принимают в любой точке региона, страны и даже земного шара. Прелесть «облачного» подхода состояла в том, что самому заказчику-вещателю для организации такой сети контроля не требовалось делать ничего — всю заботу по ее созданию и поддержке брала на себя наша компания. Заказчики же получали уже готовый результат в простом и понятном для них виде.
Следующим шагом стало решение для проверки транслируемого контента — не заменил ли в регионах кто-то передачу или рекламу без ведома вещателя на нечто свое. Тут ноу-хау оказались посерьезнее, технологии посложнее. Необходимо было «на лету» сравнивать видео и звукоряды в сотнях и тысячах точек контроля по всему миру, но и с этой задачей мы тоже справились, разработав и запатентовав, не побоюсь этого слова, совершенно уникальные для отрасли решения.
Прототип разрабатывался практически «на коленке»
Любой проект требует для своей реализации трех вещей: денег, денег и еще раз денег. В этой шутке есть доля шутки, так что наличие инвестиций играло немаловажную роль. Но другим немаловажным фактором являются люди, которые в идею поверят. Проект мы начали в середине 2011 г. внутри компании «Теком», в которой я работал на тот момент.
Изначально проект финансировался из средств владельца компании, и прототип разрабатывался практически «на коленке» силами энтузиастов внутри компании. Моей задачей было найти нашего первого «золотого» клиента, который бы поверил в идею. Собственно, почти год ушел на этот поиск, и получилось далеко не с первого раза. Именно тогда стало ясно, что у проекта есть будущее, но для его развития требуется концентрация сил, которую невозможно обеспечить в качестве «еще одного» направления работы. Поэтому совместно с инвестором было принято решение о создании отдельной компании, которая сосредоточится на развитии продукта и его продвижении в России и за рубежом.
К моменту, когда была основана компания (январь 2014 г.), у нас уже оформился целый пакет инноваций, разработанных и примененных в продукте. В связи с этим было принято решение подать заявку на участие в фонд «Сколково». Успешно пройдя стадию квалификационного отбора, «Кьюлиджент» стал полноправным членом кластера информационных технологий.
Что касается нашей ниши, то, разумеется, «свято место пусто не бывает», поэтому на рынке пришлось вступить в борьбу с конкурентами за «место под солнцем». Большинство конкурентов — довольно известные иностранные компании (хотя есть конкуренты и среди соотечественников) с более чем 10-летним опытом работы на рынке информационных технологий.
Мы, в свою очередь, хотели показать и доказать всем, что на рынок пришел игрок с совершенно новым, современным взглядом на вещи, готовый адекватно реагировать на современный технологический уклад, не обремененный годами исторического опыта и «гирями» устаревших продуктов и решений, которые ему надо поддерживать. Это дало свои плоды.
От Нижнего Новгорода до Южной Америки и Ближнего Востока
При создании компании мы изначально ориентировались на работу на зарубежном рынке, это связано с несколькими факторами. Во-первых, он значительно более емкий, чем рынок РФ и СНГ (просто для понимания, ТВ-рынок США превосходит российский примерно в 35 раз, совокупный рынок Европы — более чем в 40), во-вторых, он более конкурентный, в-третьих, он более «продвинутый».
Поэтому все основные маркетинговые идеи продвижения были ориентированы на зарубежного потребителя: сайт, материалы, реклама, профильные выставки, презентации, статьи и т.п. Более того, для полноценного продвижения за рубежом потребовалось открытие собственных офисов-представительств, а также создание партнерской сети.
Не скажу, что все получалось с первого раза, но мы делали выводы из успехов и неудач, оперативно адаптировались и подстраивали свою стратегию под требования и менталитет зарубежного рынка. В результате сейчас у нас несколько десятков крупных и средних заказчиков в США, Европе, Африке. Мы также активно развиваем направление Южной Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Однако справедливости ради стоит отметить, что и свой родной рынок мы никогда не забывали и являемся одним из самых влиятельных игроков на рынке систем мониторинга и управления ТВ системы в России и странах СНГ.
Перспективы развития
— В военной академии Вест-Поинт в США учат курсантов: «Если ты не захватываешь инициативу, ее захватывает твой противник». Поэтому значительная часть наших усилий и инвестиций сосредоточена на создании нового: развитии инноваций и новых направлений бизнеса. Ну и принадлежность к «Сколково» обязывает. В бизнесе мы стараемся работать «на опережение», внимательно изучая тренды отрасли и постоянно стараясь предлагать что-то новое. Сейчас, например, активно развиваем популярное направление искусственного интеллекта и машинного обучения, стараемся максимально повысить «экспертность» и самостоятельность создаваемых продуктов, чтобы избавить операторов от рутинных задач и помочь им сосредоточиться на действительно важных проблемах.
Мы активно начали играть на рынке «больших данных». Мы в «Кьюлиджент» считаем, что в аббревиатуре FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google) не хватает буквы Q — возможно, даже в самом начале этой абракадабры…