На оптимизацию городского транспорта в Нижнем Новгороде потратят 40 млрд руб.
Нижегородцам предстоит избавиться от «привычки» добираться на общественном транспорте «от подъезда к подъезду», — прокомментировал новую транспортную схему Нижнего Новгорода Алексей Гойхман.
Новая комплексная транспортная схема Нижнего Новгорода состоит из двух частей: перспективы развития транспорта и дорожной сети до 2030 г. — на долгосрочный период, и пути решения транспортных проблем сегодняшнего дня, которые городские власти готовы устранить в краткосрочный период — то есть до Чемпионата мира по футболу 2018 г.
23 мая разработчики схемы представили ее на заседании комиссии по транспорту и связи думы Нижнего Новгорода.
Напомним, что общая стоимость всех мер, включенных в комплексную схему, составляет около 40 млрд руб.
Предполагается убрать дублирующие маршруты, организовать графики движения и снизить время ожидания на остановках, установить приоритет движения пассажирского общественного транспорта по выделенным полосам и так далее. В схему вписано строительство дорог-дублеров и транспортных развязок в самом Нижнем Новгороде, а также северного обхода по области для транзитного грузового транспорта, и даже скоростные трамвайные линии.
Кроме того, предстоит оптимизировать подвижной состав городского транспорта: количество муниципальных автобусов должно сократиться с 900 до 600 машин, частных маршруток — с 1122 до 850, трамваи и троллейбусы останутся в том же количестве. Предполагается, что таким образом можно будет уменьшить пробки и избавиться от жесткой конкуренции и гонок на дорогах.
Проект транспортной схемы разработала Москва — отдел транспортного планирования столичного научно-проектного объединения "Транспорт".
Основные положения транспортной схемы прокомментировал председатель комиссии Алексей Гойхман.
— На сегодняшний день новая транспортная схема практически готова. Она проработана профессионально. 18 мая мы получили проект в окончательном виде с учетом замечаний, которые подавали вместе с департаментом транспорта и связи.
Оптимизация маршрутной сети состоит в основном из двух моментов.
У нас остаются магистральные маршруты, которые будут закреплены за муниципальными предприятиями, то есть основную работу выполнит «Нижегородпассажиравтотранс». Подвозные маршруты будут работать от остановок на магистральных линиях, от станций метро в направлении спальных микрорайонов и в районы наибольшего спроса – это производственные площадки, развлекательные комплексы и другие места, в которые нужно доставлять пассажиров в большом количестве.
Схема требует буквально небольших доработок с учетом проблем, которые характерны именно для Нижнего Новгорода. Эти проблемы накапливались десятилетиями, они связаны с привычкой наших пассажиров добираться на общественном транспорте «от подъезда к подъезду», с существованием дублирующих маршрутов, когда на одной магистрали два-три маршрута. К сожалению, в последние годы эти проблемы только усугублялись, и ликвидировать их в одночасье будет крайне сложно. Тем не менее, комиссия начала работать, и мы знаем, как это сделать.
Мы должны дать возможность частным перевозчикам, которые закупили новый подвижной состав, доработать полный срок договора с администрацией города. Практически все предприниматели использовали лизинговую схему закупки и еще не расплатились за транспортные средства. Лишать их возможности это сделать мы не имеем никакого права – ни морального, ни юридического.
Мне задают вопросы о том, останутся ли перевозчики на тех городских маршрутах, на которых они работают сегодня.
Крайне странный вопрос, потому что перевозчиков определяет конкурс: те, кто его выиграет, и будут заниматься обслуживанием пассажирских маршрутов. Условия конкурса на пассажирские перевозки, которые сейчас прорабатываются, однозначно будут жестче: это касается не только подвижного состава, но и современной производственной базы, которой мы ждали от перевозчиков 10 лет и не смогли дождаться практически ни от кого.
Кроме того, это требования по наличию диагностических линий для выявления неисправностей для обеспечения безопасности перевозок, по подготовке водительского состава, по проверке подвижного состава на исправность перед выездом на линию — то есть обеспечение абсолютно профессиональной транспортной работы с соблюдением законодательства в сфере транспорта. Которое, к сожалению, сегодня не выполняется.
В данный момент у нас нет качественного подвижного состава, проверенного перед выходом на линию, у нас нет подготовленных водителей, и непонятно, в каких гаражах производится ремонт и техническое обслуживание.
Многие считают, что состояние остановочных павильонов – не настолько принципиальный вопрос. На мой взгляд, это вопрос крайне принципиальный.
Я бы объединил три основные темы развития транспорта: введение новой комплексной транспортной схемы, внедрение электронного билета на всех видах пассажирского транспорта (включая частных перевозчиков, иначе он просто не удобен для наших пассажиров) и содержание остановочных павильонов.
Мы можем заменить подвижной состав пассажирского транспорта к Чемпионату мира по футболу и, скорее всего, процентов на 80 это будет новый, качественный, современный подвижной состав. Но представьте, что новые автобусы будут подъезжать к неблагоустроенным остановкам. Так быть не должно.
Это сложные, объемные, стратегически важные вопросы, и времени на их решение крайне мало – всего два года.