Деловой квартал / Новости / Идеальных регионов для развития бизнеса нет, считает Александр Шалунов

Идеальных регионов для развития бизнеса нет, считает Александр Шалунов

02.10.2013 10:50

Генеральный директор УК «Аптека района» Александр Шалунов занимается развитием аптечных сетей в Нижегородской области почти 20 лет, но только три года назад он начал экспансию в другие регионы.

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твитнуть

Сегодня сеть аптек Александра Шалунова "Ладушка" насчитывает порядка 200 пунктов почти в 30 регионах России. О географических особенностях бизнеса он рассказал в интервью ДК.

Александр Шалунов еще в школе мечтал стать врачом, но сразу после поступления в Медицинскую академию это желание пропало. Будучи студентом, он пошел работать региональным менеджером в одну британскую фармацевтическую компанию. И этот опыт окончательно повлиял на решение организовать свой фармбизнес. Так, в 1994 г. была создана оптовая компания «Фармассоциация», которая впоследствии стала развивать и розничное направление.

География и конкуренция

Первая аптека дисконтного формата «Ладушка» за пределами Нижнего Новгорода была открыта в 2010 г. во Владимире. Как признается Александр Шалунов, решение это было эволюционное и сформировалось не сразу: «Еще во времена развития нашей первой сети «Аптека района» мы планировали выход в соседние регионы и проводили анализ территорий на предмет уровня конкуренции и наличия основных игроков. Однако с «Аптекой района» мы этих планов не осуществили, так как было принято решение о развитии новой аптечной сети формата дискаунтер «Ладушка»».

Кстати, почему в итоге одна сеть сменила другую?

Вообще изначально была идея развивать оба формата. Но так как сети аптек отличались кардинально по ассортименту, технологиям продаж и стандартам обслуживания, мы поняли, что лучше концентрировать управленческие усилия на одной модели. Кроме того, от «Ладушки» мы стали получать больше финансовой эффективности, чем от «Аптеки района». К сожалению, одновременно делать два дела хорошо не получается.

Когда было принято решение о выходе за пределы домашнего региона?

Первую аптеку в Нижнем Новгороде мы открыли осенью 2009 г., наверное, в самом оживленном месте — на площади Революции около Московского вокзала. Это был настоящий блок‑бастер, который на тот момент собирал в месяц 15‑18 млн руб. Представляете, работают все шесть касс, а в зале толпа людей жаждущих купить лекарства. Однако мы понимали, что для Нижнего Новгорода достаточно пять‑семь аптек дисконтного формата. И когда они все были открыты, нам просто стало тесно на местном рынке, а потенциал у компании достаточно высокий. Поэтому мы и пошли в другие города. Сеть насчитывает около 200 аптек в 26 регионах России — от Иркутска до Смоленска.

Эксперты утверждают, что в домашнем регионе вести бизнес легче, чем за его пределами. Вы согласны с этим?

Конечно. Ты родился в этом городе, ты знаешь многих нужных людей, здесь можно поставить аптеку, как говорится, на «народной тропе». Но интереснее делать бизнес в других регионах.

Вы работаете не по франшизе. Какие управленческие решения помогают удаленно контролировать бизнес?

У нас есть институт региональных менеджеров, которые на местах руководят определенной частью аптек, но остальные решения в части маркетинга, коммерции, развития все принимаются в Нижнем Новгороде.

А с какими поставщиками вы работаете в других регионах?

В основном, это федеральные компании, которые имеют свои представительства и склады представительства в большинстве субъектов РФ. Если до «Ладушки» мы работали исключительно на уровне Нижнего Новгорода, то сейчас общаемся со штаб‑квартирами в Москве, Санкт‑Петербурге, Новосибирске и т.д.

Сколько в среднем вы вкладываете стартовое в открытие одной аптеки и на какие средства развиваете бизнес?

В среднем на открытие одного аптечного пункта необходимо около 3 млн руб. без учета препаратов. А для развития бизнеса мы используем все финансовые рычаги, но все же в основном это оборотные средства.

На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе того или иного региона?

В первую очередь, нам интересна географическая структура города и конкуренция. Например, есть города, которые выглядят, как большая деревня с небольшими островками многоэтажной застройки. В каких‑то городах, как в Нижнем Новгороде, развита железнодорожная сеть с городами‑спутниками, что дает привлекать дополнительный транзитный поток людей. А в Новосибирской области ценность представляет только областной центр. Это молодой город, в нем отсутствует малоэтажный исторический центр, и людские потоки расходятся в разные стороны, то есть, нет какой‑то определенной концентрации. Поэтому, зная все эти особенности, можно понимать, как развит в том или ином городе стрит‑ритейл и какое количество аптек можно там открыть. После этого, естественно, мы оцениваем конкурентную среду. А все ли места заняты, есть ли там явные лидеры?

А вы выходите в города, где высокая конкуренция?

Туда мы стараемся не идти. Либо какое‑то время тестируем. Хотя у нас были успешные проекты там, где уровень конкуренции высокий. По факту оказывалось, что структурно и технологично местные игроки сильно нам проигрывают и попросту не готовы конкурировать.

Потерянные миллионы

Несмотря на стремительную экспансию в российские регионы, есть в копилке сети аптек «Ладушка» неудачный опыт освоения новых территорий. Например, руководство достаточно высоко оценивало свои шансы в Пензе, но бизнес там не пошел. На подходе закрытие аптек в Казани. Александр Шалунов объясняет такое положение комплексом факторов.

В Казани практически отсутствует стрит‑ритейл, и торговля сконцентрирована в основном в торговых центрах, куда мы никогда не встраиваемся. Это не дает возможности себя свободно позиционировать. Ведь не бывает дисконтных торговых центров, они все рассчитаны, как минимум, на средний класс.

Зато в Казани благоприятный инвестиционный климат.

А нас это никак не отражается. Вот если бы мы там получали лицензию в два раза быстрее, чем в других регионах, другое дело. Ведь почему Казань долгое время была привлекательным рынком только для местного аптечного ритейла? Потому что существовало негласное правило, которое ограждало казанских игроков от деятельности внешних компаний. Там не могли закрепиться ни аптечная сеть «36,6», ни «Ригла». И как только упал занавес с уходом Минтимера Шаймиева, туда активно устремилась ижевская сеть «Бережная аптека», они смогли за три года там стать лидером. Мы, к сожалению, недостаточно оценивали силы этой аптечной сети, что тоже повлияло на наше решение свернуть там бизнес.

А что касается административных барьеров?

Постоянно сталкиваемся, особенно при получении лицензии. У нас достаточно зарегламентированный бизнес с точки зрения всевозможных правил, и получить лицензию не так‑то просто, несмотря на то, что у компании высокие компетенции в этом вопросе. Но количество нормативных актов и вольность их трактования достаточно широко распространены, что осложняет этот процесс. При этом для получения этого важного документа, надо не просто заявить о своих намерениях, но взять помещение в аренду, отремонтировать, оснастить оборудованием, нанять персонал, заплатить им зарплату и только после этого подать заявление на лицензирование этого вида деятельности. И не факт, что тебе ее выдадут.

И с такими проблемами вы сталкиваетесь повсеместно?

Да, везде. Но во всех регионах разные сроки и проблемы получении лицензии. В некоторых городах заявление рассматривается три недели, а в некоторых — восемь. Конечно, нам больше нравится там, где наше заявление рассматривают быстрее. Это, как правило, те регионы, где достаточно плотные взаимоотношения бизнеса и лицензирующих органов. Например, Йошкар‑Ола. Это единственный регион, где министр здравоохранения уже несколько месяцев ждет лично меня в гости для того, чтобы обсудить наше присутствие в их регионе. Обычно, министры не вникают в проблемы фармбизнеса, у них, как правило, достаточно других своих проблем. Но в данном случае супруга министра владеет несколькими аптеками, замминистра тоже связан с этим бизнесом, и они ждут меня, чтобы «попилить» рынок. Но везде из‑за забюрократизированности и нерасторопности лицензионных органов наша компания теряет миллионы рублей. И это при том, что аптечный бизнес гораздо менее прибыльней, чем, скажем продуктовый ритейл. Если оборот самой крупной российской аптечной сети составляет 20 млрд руб, то оборот самой крупной продуктовой сети — около 400 млрд руб. По итогам 2012 г. выручка аптечной сети «Ладушка» составила более 4 млрд руб. Мы занимаем 21 место в топ‑100 аптечных российских организаций.

То есть получается, что нет идеальных регионов для развития вашего бизнеса?

К сожалению, нет. Везде есть какие‑то сложности. Вот если бы начинали экспансию в середине 90‑х, как в НН, было бы гораздо проще. Мы — команда нападения, а команда нападения всегда тратит больше, чем команда, которая обороняется. Поэтому это стоит денег и сил.

Беседовала Елена Евсеева

Автор: Юлия Кальсина
Публикации по теме
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твитнуть
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Как попасть?

Материалы партнеров

Как открыть счет в зарубежном банке Как открыть счет в зарубежном банке
Международная деятельность, привлечение партнеров и денег из-за рубежа, желание сохранить капитал – вот неполный список поводов для взаимодействия с финансовыми учреждениями других стран.
С начала этого года основные криптовалюты показали феноменальный рост С начала этого года основные криптовалюты показали феноменальный рост
Инвестировавшие в них получили серьезную прибыль. Эксперты считают: цифровые валюты продолжат расти.
Перчатки для пищевой промышленности: как лучше защитить руки и продукт Перчатки для пищевой промышленности: как лучше защитить руки и продукт
Производители предлагают широкий спектр перчаток для пищевой промышленности. Как сориентироваться?

Бизнес

«90% времени менеджеры ищут финансирование, а станками занимаются после работы» «90% времени менеджеры ищут финансирование, а станками занимаются после работы»
«О росте экономики говорят большие руководители. По факту — в 2018-м станет еще труднее»
«Иностранцы готовы вложиться в Свердловскую область, но ждут от властей реальных гарантий»
«Россию спасет малый и средний бизнес. Но его мало — и все запуганы поборами и проверками»
«Сопричастность оказалась ценной». Изнанка штаб-квартиры SKB_Lab

Свое дело

«То, что я начал шить плащи, — это Вселенский замес. Какого черта я все это знаю и умею?» «То, что я начал шить плащи, — это Вселенский замес. Какого черта я все это знаю и умею?»
«Я работала юристом в США, но решила уйти в фэшн-дизайн и переехала.. в Каменск-Уральский»
Михаил Мальцев, «Пиотровский»: «YouTube стремительно убивает бульварное чтиво»
Как сделать ролики в Instagram работой и безбедно жить — блогер Ида Галич / ИНСТРУКЦИЯ
Он вслед за сыном уехал за границу и начал жизнь с чистого листа

Качество жизни

Тайная проверка фитнес-клубов Москвы и Екатеринбурга: 65% до финиша не дошли Тайная проверка фитнес-клубов Москвы и Екатеринбурга: 65% до финиша не дошли
«Нам можно дробовик, с которым хоть Кремль штурмуй, но нельзя короткоствол для самозащиты»
«Себестоимость смузи — 50 руб., а вам продают его за 1500 руб.»
«Кабина остановилась, свет погас...» Семь часто задаваемых вопросов о лифтах
По какому поводу гуляем? Тест от DK.RU на знание национальных праздников

Мнения

«Прокурор судит об устойчивости банков. Сюр!». Бомба под банковскую систему — МНЕНИЕ «Прокурор судит об устойчивости банков. Сюр!». Бомба под банковскую систему — МНЕНИЕ
«Можно ли любить Родину фрагментами? Грудь нравится, задница не очень, ноги — вау!»
Виден ли Екатеринбург из-за границы? Мнения уральских эмигрантов и иностранцев в России
В России процветает культ «честной бедности». С этим надо бороться! — Евгений Кобзев
Зачем вы боретесь с коррупцией, господа? В нашей стране ее нет! — Андрей Бриль

Лайфхаки

Сфера услуг исчезнет полностью. Какие профессии станут жертвами автоматизации Сфера услуг исчезнет полностью. Какие профессии станут жертвами автоматизации
РЕЙТИНГ: самые перспективные и долгожданные автомобили 2017
Мир не рухнет, если вы не ответите. Как избавиться от привычки проверять соцсети
Семь привычек бедности: что стоит между вами и вашим первым миллионом
Жилье для богача: где в России самые дорогие загородные резиденции. РЕЙТИНГ

Недвижимость

«Стагнация до 2020 года». Когда цены на жилье стабилизируются и начнут расти?
«Стагнация до 2020 года». Когда цены на жилье стабилизируются и начнут расти?
Биться за самое дешевое место. Где жилье дорожает быстрее всего и что происходит в России
Как понравиться 20-летним «foodie». Четыре новые тенденции в торговых центрах / КОЛОНКА
«Хатико ждал, и ты подождешь». Сайт мнимого ЖК «Ненастье» высмеял обычные сайты новостроек
Индивидуальный расчет. Как изменится стоимость жилья при новых методах кадастровой оценки
НОВОСТИ РОССИИ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Подпишитесь
на «Деловой квартал»
Нас читают владельцы бизнеса и топ-менеджеры